Признание Россией "документов", выдаваемых в террористических "республиках" Донбасса, не сможет похоронить минский переговорных процесс, пока в нем участвуют европейские партнеры Украины. И в то же время для Киева существует определенная опасность.
Об этом рассказал глава правления Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.
“О том, что “Минск” похоронен, что он не будет действовать, что переговоры сорваны, у нас говорят уже полтора года. Пока “Минск” не будет закрыт Германией, Европейским Союзом или ОБСЕ, переговоры будут продолжаться”, — говорит политический эксперт.
“Что может похоронить “минский процесс”? “Минск” может похоронить, например, “большая война” на Донбассе. Не локальные столкновения или обострение, как было под Авдеевкой, а масштабные боевые действия по всей линии фронта, с полным применением тяжелого вооружения, личного состава — как это было летом 2014 года или в боях под Дебальцево”, — продолжает политолог.
“Также “Минск”, а точнее — его политическую часть, может похоронить, например, проведение местных выборов не по украинским законам, не в соответствии с Минскими соглашениями, а по собственным правилам сепаратистских “республик”. Полное признание ЛНР и ДНР Российской Федерацией тоже способно похоронить политическую часть “Минска”, а не весь процесс. Или же — в случае, если Германия или кто-то из новых немецких руководителей скажет, что они устали и больше “Минском” заниматься не намерены, потому что не видят перспектив”, — подчеркнул глава правления Центра прикладных политических исследований “Пента”.
По его мнению, сейчас с высокой вероятностью можно утверждать, что минские переговоры будут продолжаться: “Однако совершенно очевидно, и это подтверждается реакцией не только Украины, но и других участников переговоров, признание Россией паспортов и других документов ЛНР и ДНР является грубым нарушением Минских соглашений. В них нет ни слова о ДНР или ЛНР”.
“Почему так резко реагируют на этот шаг Кремля, и в чем его опасность? Фактически это является косвенным частичным признанием сепаратистских “республик”. В свое время признание Россией Абхазии и Южной Осетии начиналось именно с таких шагов. Полностью они признали эти самопровозглашенные государственные образования только после войны с Грузией, но процесс начался раньше. Так и в данном случае — Россия сделала полушаг по направлению к признанию. И это может существенно усложнить переговоры”, — считает эксперт.
“Для чего это сделала Россия? Да еще и во время Мюнхенской конференции и встречи “нормандской четверки”? Россия, на мой взгляд, таким образом шантажирует Запад и западных участников переговоров. Россия их пугает тем, что, если не будет прогресса в переговорах по ее сценарию, если не будут выполняться требования Москвы в политической части Минских договоренностей, она “заморозит” этот конфликт. Но “заморозит” политически. В военном плане — вряд ли. Боюсь, что боевые действия будут продолжаться и будет так называемая “война малой интенсивности”. Если Россия будет признавать ДНР и ЛНР, это будет значить, что Россия фактически отказывается от Минских соглашений и выступает за разделение Донбасса на две части — украинскую и сепаратистскую”, — говорит политолог.
“При этом отмечу парадоксальную вещь: фактически за то же самое, просто другими словами и другим способом, выступают участники и сторонники блокады Донбасса. Так что пока что на сегодняшний день такие действия России — это только полушаг и, скорее, шантаж. И это — грубое нарушение Минских договоренностей, которое существенно усложнит переговорный процесс”, — подытожил Владимир Фесенко.