В соседней стране происходят не совсем приятные для Украины события.
Федеральная служба безопасности России с 11 февраля нынешнего года ввела режим пограничной зоны вдоль границы с Беларусью. Соответствующие приказы относительно трех приграничных регионов были подписаны главой ФСБ РФ Александром Бортниковым и размещены на официальном интернет-портале правовой информации этого ведомства. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль границы с Беларусью в Брянской, Смоленской и Псковской областях.
В свою очередь Президент Беларуси Александр Лукашенко в своем «Большом разговоре» (имеется в виду недавняя интерактивная прямая линия с народом, которую транслировало белорусское телевидение), выразил резкое недовольство этим фактом. По мнению белорусского лидера, создание таких пограничных зон недопустимо: в РФ и Беларуси и без этого достаточно проблем.
– Это, считаю, чисто политический выпад. Нельзя этого делать, – отметил белорусский руководитель.
При этом в связи с восстановлением пограничных зон Лукашенко обвинил Россию в нарушении международных договоренностей. Белорусский руководитель в своей речи выразил еще несколько достаточно серьезных претензий к нынешнему кремлевскому режиму, который официально считается союзником Беларуси. Например, в сфере поставок из России в Беларусь нефти и газа или белорусских товаров на российский рынок. Господин Лукашенко даже пообещал обратиться в суд по ряду проблемных вопросов в этих сферах.
Как выяснилось, и в военно-политической сфере между двумя «почти братскими» странами также не все в порядке. Так, российские планы по созданию в Беларуси базы ударных самолетов тактической авиации или размещения оперативно-тактических ракет типа «Искандер-М», по мнению Александра Лукашенко, вызывают «определенное беспокойство» и даже местами «неприятие».
Поэтому нет сомнений, что в последнее время противоречия и «недоразумения» между двумя «наиболее союзными» государствами, некогда входившими в СССР, приобрели комплексный характер. А трещина в отношениях между якобы «братскими» странами в рамках союзного государства расширяется и кое-где приобретает угрожающие размеры.
Весьма примечательно, что на эти демарши «бацьки» официальный Кремль не спешит отвечать руководству Беларуси какими-то откровенными угрозами, как он это часто делал по отношению к руководству нашей страны. Хотя, конечно, последние заявления господина Лукашенко явно вызвали в Москве плохо скрываемое раздражение. Пока оттуда вместо агрессивного рычания, как это происходит по отношению к Украине, в адрес Беларуси слышны только примирительные и довольно осторожные комментарии. Путинскому режиму явно не хочется преждевременно обострять «белорусский вопрос». Так, в Кремле заявления о нарушении каких-либо договоров с Беларусью назвали «…несколько некорректными», добавив, что «…спорные вопросы, в том числе и коммерческие, Москва и Минск должны решать спокойно, путем деловых переговоров».
Это, конечно, только слова. Но как это выглядит на практике, по мнению нынешнего российского руководства? Надо признать, выглядит это, мягко говоря, несколько двусмысленно. Ведь реальные дела российского правящего режима свидетельствуют о том, что решать «спорные вопросы», причем не только с Украиной, но и с еще более «братской» Беларусью он склонен не только за столом переговоров. Пока между российским режимом и белорусским руководством в течение прошлого года возникали «некоторые споры» в публичной плоскости, он, не слишком афишируя эти действия, существенно увеличил свою военную группировку не только у границы с Украиной, но и с Беларусью.
По данным российских СМИ, в поселок Клинцы Брянской области (в 40 км от белорусской границы) в течение лета прошлого года были переброшены из Екатеринбурга 28-я отдельная мотострелковая бригада (омсбр) и ряд отдельных частей и подразделений (всего около 7,5 тыс. военнослужащих). Кроме того, в районе Ельни (Смоленская область) началось развертывание 144-й мотострелковой дивизии (мсд), которая к лету нынешнего года в соответствии с планами российского ГШ должна насчитывать более 6000 военнослужащих. В эту дивизию, вероятно, войдут три мотострелковых полка, один танковый, самоходный артиллерийский и зенитно-ракетный полки, а также подразделения обеспечения.
В общем итоге дивизия будет насчитывать не менее 12,5 тыс. военнослужащих. Несмотря на то, что военные 28-й омсбр, на базе которой и происходит формирование дивизии, имеют определенный боевой опыт (участвовали в боевых действиях на Востоке Украины и в Сирии), а сама дивизия войдет в состав 1-й танковой армий (вместе с двумя элитными соединениями русской армии – Таманской мотострелковой и Кантемировской танковой дивизиями), вполне можно утверждать, что именно 144-я мсд к концу своего формирования приобретет значительный ударный потенциал.
Вся эта игра в наращивание военных мускулов вблизи белорусских границ подается Кремлем как такой себе «ответ на агрессивные действия НАТО в Европе» (имеется в виду увеличение военного присутствия НАТО на его восточных границах). Однако будем реалистами: прежде чем полномасштабно сцепиться с НАТО, к нему надо еще добраться. А делать это для россиян наиболее удобно и привычно именно через Беларусь.
На наш взгляд, отвлечение агрессора на еще одну «цель», конечно, может в краткосрочной перспективе несколько облегчить ситуацию в Украине, но в стратегическом, геополитическом отношении путинские игрища в Беларуси могут довольно серьезно осложнить положение нашей страны. Если печально известный «русский мир» придет в Гомель, Мозырь, Пинск или Брест, не говоря уже о Минске, военно-политическое положение Украины, несомненно, значительно ухудшится. Иначе такую гипотетическую ситуацию, если Украина окажется в полуокружении (с севера, востока и юга) агрессора, назвать трудно…
Однако сегодня трудно спрогнозировать, чем закончится решение нынешних российско-белорусских противоречий. Пока Александру Лукашенко как общенародному белорусскому лидеру удается балансировать между большими угрозами, не запятнав себя прямым участием в кремлевских агрессивных авантюрах в Украине и в то же время оставаясь официальным союзником России. Но бесконечно так продолжаться не может. В конце концов придется делать выбор, причем не только в нефтегазовой сфере. Когда Кремлю придется совсем туго в результате агрессивной политики «вставания с колен» по отношению к своим соседям, а это время уже не за горами, Лукашенко придется практическими делами доказывать Кремлю свою союзность или подтверждать собственные слова о том, что он «… не меняет независимость своей страны на нефть и газ…»
Константин Машовец, «Народная армия»
К слову
Вооруженные Силы Республики Беларусь состоят из:
– сухопутных войск;
– ВВС и ПВО;
– сил специальных операций;
– транспортных войск.
В целом это около 65-66 тыс. человек, из которых, по крайней мере, 49 000 – военнослужащие.
Имеют на вооружении 615 танков, 896 БМП, 206 БТР, 468 артиллерийских систем и минометов, 242 РСЗО, 236 ПТРК, 12 тактических ракетных комплексов типа «Точка-У», 54 боевых и транспортных самолета и 32 вертолета (данные на март 2016 года).
По уровню оснащения и вооружения, укомплектования личным составом все Вооруженные силы Республики Беларусь сопоставимы и вполне сравнимы с одной современной общевойсковой армией Вооруженных сил РФ.