Возможное повышение тарифов на воду станет следствием резкого роста тарифов на электроэнергию, минимальной заработной платы, резкого падения курса гривны и усиления инфляции. Учитывая, что в 2017 году все названные тенденции, скорее всего, продолжатся, можно ожидать, что повышать тарифы будут еще не раз. Между тем, исходя из данных представленных НКРЭКУ, в новом году водоканалы вряд ли модернизируют свою инфраструктуру. Из-за этого украинцы хоть и станут платить больше за водоснабжение, качественнее оно не станет.
Можно сказать, что январь 2017 года оказался щедрым на финансовые потрясения в сфере ЖКХ для подавляющего большинства украинцев. Сначала они были шокированы заоблачными суммами счетов за отопление, теперь Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и жилищно-коммунальных услуг (НКРЭКУ) “обрадовала” намерением повысить тарифы на холодное водоснабжение и водоотвод.
Так, 25 января НКРЭКУ на открытом заседании обнародовала планы повысить тариф на воду для 54 предприятий, занимающихся водоснабжением и водоотводом в разных регионах. При этом тем 36 предприятиям, которым уже пересматривали тариф в 2016 году, в этот раз его планируют повысить на 9%, а остальным 18 предприятиям – на 37%, поскольку тариф не пересматривали в течение нескольких лет. В итоге, усредненный тариф на водопотребление (вместе за водоснабжение и водоотвод) в первой группе предприятий может подняться с 9,86 до 10,76 грн без НДС за 1 куб. м воды, а во второй — с 9,18 до 12,54 грн без НДС за куб. м.
Еще раз отметим, что цифры, приведенные НКРЭКУ, предварительные. Поскольку окончательный вариант решения Комиссия должна сформулировать уже в ближайшее время, после чего обсудить его с общественностью и только после этого принять документ.При этом стоит также сделать оговорку, что по стране тарифы на водоснабжение и водоотвод могут значительно отличаться, поскольку у них может быть разная себестоимость, в зависимости от природных условий и особенностей инфраструктуры региона.
Официальные причины
Среди причин планируемого повышения тарифов на воду в НКРЭ назвали снижение объемов реализации услуг водоснабжения и водоотвода, двукратное увеличение минимальной заработной платы, внесение в тариф затрат на поверку счетчиков в частном секторе, рост цен на электроэнергию и отчислений на амортизацию, а также налогов, курса валюты, стоимости реагентов, банковских услуг и т. д.
Больше всего в новом тарифе выросли такие его составляющие, как оплата труда (на 19,3% в тарифе на водоснабжение и на 16,3% в тарифе на водоотвод) и так называемые “другие расходы”, куда входят налоги, оплата банковских услуг, поверка счетчиков и т.д. (на 21,1% в тарифе на водоснабжение и на 11,3% в тарифе на водоотвод). А вот составляющие “оплата электроэнергии” и “ремонт” выросли гораздо меньше. Доля электроэнергии в тарифе на водоснабжение выросла только на 2,9%, а в тарифе на водоотвод и вовсе сократилась на 2,4%. Затраты на ремонт в тарифе на водоснабжение выросли на 16,4%, а в тарифе на водоотвод на 4,4%. В натуральном выражении по этим статьям аналогичная динамика.При этом интересно, что в 2017 году по всем 54 водоснабжающим организациям ожидается сокращение расходов на электроэнергию. Если верить презентации НКРЭКУ, для водоснабжения ее расход составит на 3,7 млн грн меньше, чем в 2016 году (1,0011 млрд грн в 2017 против 1,0048 млрд грн в 2016), для водоотвода – на 33,6 млн грн меньше (769,4 млн грн в 2017 против 803,9 млн грн в 2016). В то же время, по поданным той же НКРЭКУ, тарифы на электроэнергию в этом году в большинстве регионов вырастут на 4-14%. В комиссии объясняют это снижением объема поставляемых услуг украинцам. Так, в 2016 году объем услуг по водоснабжению сократился на 3%, водоотводу – на 2%.
Таким образом, выходит, что главной причиной подорожания водоснабжения станет все-таки не рост тарифов на электроэнергию, а увеличение минимальной заработной платы, а также включение в тариф расходов на поверку счетчиков. Водоканалам предполагается просто дать деньги на покрытие расходов, которые увеличились.
Критическое состояние
В то же время, по сравнению с ростом расходов на перечисленные выше статьи, увеличение затрат на ремонт сетей предприятий никто не планирует. Сама Нацкомиссия акцентирует внимание на том, что состояние водопроводных и канализационных сетей компаний, тариф на услуги которых планируют повысить, аховое. Доля ветхих сетей, по которым подается питьевая вода, составляет 44%, а ветхих сетей для водоотвода (канализации) – 35%. При этом инвестиционные программы, на которые в 2016 году из общего объема платежей потребителей должно было пойти на водопроводные сети 180,65 млн грн, а на водоотводные – 214,52 млн грн, водоканалы выполняют из рук вон плохо. Из указанных сумм они инвестировали только 14% и 19% соответственно. Сколько предусмотрено на инвестпрограммы в 2017 году в НКРЭКУ не сообщают.
Между тем в Комиссии настаивают, чтобы местные власти впредь внимательно следили за тем, как водоканалы инвестируют в обновление и ремонт сетей. Однако, вряд ли местным чиновникам это удастся, поскольку факты говорят, что и старые, и новые тарифы водоканалов не покрывают их расходы на электроэнергию. Поэтому, вместо того, чтобы ремонтировать и обновлять сети, они, как и раньше, будут вынуждены отдавать все деньги за потребленное электричество, даже несмотря на то, что его потребление сокращается.
Напомним, водоканалы известны в Украине как злостные неплательщики за электроэнергию. Уровень расчетов водоканалов за электроэнергию традиционно остается самым низким в стране. По данным Минэнергоугля, за 11 месяцев 2016 года он составил всего лишь 70,8%, и это на 7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Этого худший показатель среди потребителей. А задолженность водоканалов за электроэнергию — около 5 млрд грн. Поэтому правительство в декабре 2016 года передало в парламент законопроект, инициирующий введение для водоканалов спецсчетов, на которые в принудительном порядке будут зачисляться деньги потребителей для первоочередной оплаты счетов водоканалов за электроэнергию.
Естественно, руководство водоканалов сопротивляется этому всеми силами, сетуя на то, что если они полностью будут оплачивать потребленную электроэнергию, то предприятиям не хватит денег на зарплаты, ремонт сетей, закупку реагентов и т.д. В общем, не останется денег ни на что. Эти обстоятельства говорят о том, что затраты на электроэнергию прежний тариф не покрывал. А судя по тому, что в новом в натуральном выражении на электроэнергию должно тратится столько же, проблема останется.
То, что расходы на электроэнергию сейчас не покрывают действующий тариф водоканалов подтверждает и бывший член НКРЭКУ Андрей Герус. По мнению эксперта, на самом деле все-таки именно подорожание электроэнергии стало главной причиной поднятия тарифов.
“За последние полтора года тарифы на электроэнергию для промпотребителей выросли приблизительно на 30%. С начала 2017 года они немного подешевели — на 10%, правда не для всех. А с 1 февраля они снова подорожают на 1-3%. В итоге тариф за полтора года все-таки вырос приблизительно на 20%. У водоканалов около 30% в себестоимости услуги занимает электроэнергия. Поэтому тариф на водопотребление должен был вырасти именно по этой причине приблизительно на 8-15%, в зависимости от того, когда последний раз пересматривался тариф для предприятия”, — считает Герус.
Учитывая, что сама НКРЭКУ, как уже говорилось, прогнозирует подорожание электроэнергии для промпотребителей, в новой утвержденной структуре тарифа водоканалов вряд ли хватит денег, чтобы покрыть их затраты на электроэнергию в 2017 году. Как следствие, это делает невозможным выполнение инвестпрограмм.
“Водоканалы будут вынуждены покрывать полученными деньгами себестоимость, которую они должны покрывать. Поэтому, деньги, заложенные для инвестпрограмм, по факту, пойдут на оплату электроэнергии”, – подчеркивает Герус.
Почему подорожала электроэнергия
И вот теперь встает вопрос об обоснованности повышения цен на электроэнергию. Напомним, они повысились не в последнюю очередь благодаря подорожанию угля для ТЭЦ и ТЭС. Его стоимость сегодня рассчитывают по утвержденной НКРЭКУ формуле, которая получила название “Роттердам+” из-за фактической привязки цены угля к его стоимости на бирже в голландском городе Роттердаме, плюс затраты на его транспортировку в Украину. Это было сделано для того, чтобы отказаться от закупок угля на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. Предполагалось, что предприятия угольной генерации электроэнергии будут закупать “черное золото” за рубежом по мировым ценам (которые, естественно, выше, чем внутриукраинские), чтобы не приобретать его у террористов. Повышенная цена угля закладывалась в тариф для ТЭЦ и ТЭС, а, значит, и в цену для конечного потребителя.
Однако, по факту отказа от угля с оккупированных территорий так и не произошло. Это недавно подтвердил и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, заявив, что формула “Роттердам+” не оправдала себя, и глава СБУ Константин Грицак, который сказал, что по информации чиновников Минэкологии, Украина сейчас не может обойтись без угля из ДНР и ЛНР. Поэтому, вполне возможно, что на повестку дня рано или поздно станет вопрос о пересмотре стоимости угля для электрогенерации. Но в какую сторону он изменится, сказать сложно. Тем более, что, судя по заявлениям руководства Минэнерго, Украина, по крайней мере на словах, не собирается отказываться от идеи прекратить закупки угля в ДНР и ЛНР.
Социальные последствия
Между тем, рыночные эксперты обращают внимание на то, что рост тарифов на коммуналку чреват социальным взрывом и резким ростом неплатежей со стороны населения.
“За 11 месяцев 2016 года украинцы не заплатили 18 млрд грн по тем платежкам, которые уже им были выставлены. По субсидиям за весь 2016 год задолженность почти 24 млрд грн. Это катастрофические цифры! Это означает, что именно такие суммы недополучат предприятия, производящие электроэнергию, тепло, услуги водоснабжения и т.д. Все это заканчивается авариями и падением качества услуг”, — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Чтобы избежать коллапса неплатежей в ЖКХ, по мнению эксперта, стоимость коммунальных услуг должна устанавливаться, исходя из того, сколько в состоянии заплатить большинство людей. А их обоснованность и качество может обеспечиваться только за счет конкуренции поставщиков.
“Больше, чем у людей есть денег, все равно никто не заплатит. А баланс между размером тарифа и платежеспособностью населения можно установить лишь при условии, что потребитель может купить услугу или товар у разных поставщиков”, — считает Охрименко.
По мнению эксперта, этот же принцип касается и рынка по предоставлению услуг водоснабжения. Естественной монополией должна остаться только транспортировка ресурса, то есть воды, а ее поставщики могут быть разными. Именно такой принцип внедрен при реформировании рынка газа в Украине.