Вступление в должность президента Дональда Трампа с опасением ждут не только его оппоненты в США, но и многие украинские политики. Всю избирательную кампанию официальный Киев делал откровенные реверансы в сторону Хиллари Клинтон.
Порошенко и его команда рассчитывали на победу кандидата от Демократической партии. Теперь же Украине придется находить общий язык с Дональдом Трампом, питающим симпатии к Владимиру Путину. Ведь роль США в разрешении украино-российского конфликта была и остается одной из определяющих.
Основной вопрос, который волнует официальный Киев после прихода к власти Трампа: не изменится ли политика Вашингтона по отношению к украинскому государству? Не получится ли так, что будущее Украины США и Россия решат без ее участия? А проще говоря – не поделят ли Путин и Трамп сферы влияния в мире, “прикрепив” Украину к орбите России. Ответ на этот вопрос решит не только будущее аннексированного Крыма и Донбасса, но и всего украинского государства.
От позиции Вашингтона во многом зависит, покинут ли российские военные Донбасс и Крым. Задача Москвы: убедить Трампа в том, что только под чутким руководством России можно разрешить конфликт в Украине. Задача Киева: объяснить новому президенту США, что дальнейшее присутствие российских военных может только усугубить ситуацию и в Крыму, и в Донбассе. Какая из сторон будет более убедительной, пока сказать трудно.
Украинский мультимиллионер и зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук считает, что Украина должна пойти на “болезненный компромисс”. Его суть, изложенная в американском издании The Wall Street Journal, проста: Киев на какое-то время забывает об аннексии Крыма, замораживает конфликт в Донбассе и отказывается от курса Украины в сторону НАТО и Европы. Иными словами, украинское государство остается в сфере влияния России.
Да, такая ситуация вполне устроила бы Владимира Путина и, возможно, Дональда Трампа. Но реализация плана Пинчука привела бы к политическому взрыву внутри Украины. После Евромайдана, трех лет войны, тысяч смертей компромисс зятя Кучмы выглядит как капитуляция, на которую украинцы никогда не согласятся. Украина свой геополитический выбор сделала еще во время Евромайдана. Именно этот нюанс, похоже, не учитывает ни Виктор Пинчук, ни другие сторонники такого “компромисса”.
План Пинчука уже отвергла и администрация Порошенко. В вопросах будущего Крыма и Донбасса официальный Киев опирается на широкую международную поддержку. Весь мир признал незаконной аннексию полуострова и зафиксировал вмешательство России в ситуацию в Донбассе. Украина ориентируется на договоренности, закрепленные в “нормандском” и минском форматах. Отказываться от них ради мнимых компромиссов, предложенных Виктором Пинчуком, в Киеве не собираются
Практически одновременно с Пинчуком активность по разрешению конфликта в Донбассе стремительно начала развивать Надежда Савченко. Несмотря на предостережение Службы безопасности Украины, она обнародовала списки пленных, находящихся по обе стороны войны в Донбассе. Савченко уверена, что этот шаг изменит ситуацию с обменом заложников. Правда, бывшая узница Кремля скромно умалчивает о том, что вопрос обмена пленными решают не в Донецке и Луганске, а в Москве.
Сознательно или нет, но войну в Донбассе Савченко представляет как внутренний конфликт Украины. Она встречается с Плотницким и Захарченко, говорит о примирении и об обмене пленными с так называемыми ЛНР и ДНР. Для Москвы, заинтересованной в отмене экономических санкций Запада, Савченко и Пинчук – идеальная иллюстрация того, что в Украине есть люди, которые готовы не только садиться за стол переговоров с сепаратистами, но и согласиться с существованием псевдореспублик в составе единого государства.
И заявления Пинчука и Савченко, и предложение Леонида Кравчука о создании “совета мудрецов” для урегулирования конфликта, следует рассматривать исключительно в контексте предстоящего вступления в должность Дональда Трампа. Россия, используя упомянутых выше персон, готовится представить ему свои варианты решения конфликта на востоке Украины. Хотя эти решения давно уже прописаны в тех же минских соглашениях. Но они не действуют, потому что в этом не заинтересована Москва. Это осознают и в Берлине, и в Париже, и в Вашингтоне. Как в этой ситуации поведет себя Дональд Трамп, пока не знает никто, в том числе – и Владимир Путин.