У большинства жителей Германии дела идут хорошо, однако последние события на мировой арене вызывают беспокойство.
Итоги 2016 года подводит главный редактор DW Александр Кудашефф.
2016 год выдался тяжелым. В мире царит хаос: на Ближнем Востоке – в Сирии, Йемене, Ливии и, в скрытой форме, в Ираке – бушуют страшные войны. Мировому сообществу до сих пор не удалось одержать победу над так называемым “Исламским государством” – символом жестокого и кровавого исламистского террора. Первые ростки “арабской весны” безнадежно завяли, как следствие действий автократов, деспотов и диктаторов.
Это будет иметь серьезные последствия: ближневосточный регион может стать эпицентром политического и общественного взрыва, который заставит содрогнуться весь мир. Вполне возможно, что так и произойдет. Похоже на то, что Ближний и Средний Восток погрязнут в тридцатилетней войне, в которой представители различных кланов и религиозных конфессий будут ожесточенно сражаться между собой.
Будущее Евросоюза под вопросом
В свою очередь Европа, на берега которой продолжают высаживаться беженцы из стран Ближнего Востока, сама выбита из колеи. Миграционный кризис наглядно показал, что за фразой “европейская солидарность” в лучшем случае кроется красивая политическая формулировка, но никак не надежность. Решение Великобритании о выходе из ЕС зародило в европейском сообществе глубокие сомнения относительно его будущего. На карту поставлена миротворческая работа по объединению Европы: политики европейских стран переругались между собой, пытаясь решить, в каком направлении отныне должен двигаться ЕС.
При этом уже сейчас понятно, что, наряду с ситуацией в странах Восточной Европы, которые взяли курс на возвращение национального суверенитета и идентичности, в следующем году баланс сил изменится и в Западной Европе. В Нидерландах пройдут парламентские выборы, в результате которых к власти может прийти правопопулистская Партия свободы Герта Вилдерса. А во Франции будут избирать нового президента: возможно, им станет кандидат от партии “Республиканцы”, католик и преданный поклонник Маргарет Тэтчер Франсуа Фийон, что будет сродни революции.
В Германии, которая сейчас кажется оплотом стабильности, в сентябре также пройдут парламентские выборы. В данный момент никто не может всерьез поверить в то, что Ангела Меркель (Angela Merkel) – независимо от того, как будет выглядеть коалиция, – может уйти с поста канцлера ФРГ. Вот уже 11 лет подряд она остается непоколебимой крепостью в изменчивой мировой политике.
Между тем в бундестаг войдет и правопопулистская националистическая партия “Альтернатива для Германии” – с куда лучшим результатом, чем многим бы хотелось. Праворадикальные взгляды и действия приобретают популярность и в ФРГ. Впрочем, этого будет недостаточно для смены власти: политический курс Германии останется стабильным. Поэтому ФРГ по-прежнему является спасательным кругом в штормящем море мировой политики – даже несмотря на теракт в Берлине в преддверии Рождества, который глубоко потряс страну.
Трамп и Путин – два непредсказуемых президента
Еще одна угроза исходит от Дональда Трампа, который станет следующим президентом США. Окажется ли он предсказуемым политиком? Как бизнесмен Трамп будет вести себя на внешнеполитической арене? Считает ли он международные отношения площадкой для торговых сделок или искусством дипломатии? Видит ли он США в роли ведущего игрока в мировой политике? И, прежде всего, считает ли он США частью Запада, или лишь делает ставку на то, чтобы “снова сделать Америку великой”? В 2017 году мы узнаем ответы на эти вопросы.
Кроме того, в 2016 году Россия во главе с ее президентом Владимиром Путиным значительно укрепила свои позиции на мировой политической арене. РФ является не только региональной державой, как о ней пренебрежительно отозвался уходящий с поста президента США Барак Обама: Москва вмешивается в конфликт на Ближнем Востоке и внутренние дела европейских стран. При этом РФ, в первую очередь, делает ставку на разрешение конфликтов военным, а не дипломатическим путем. Кремль сознательно и цинично использует насильственные методы борьбы – как в Сирии, так и в зоне замороженных конфликтов – к примеру, на востоке Украины.
Возвращение России на мировую арену означает и то, что вместе с ней в международную политику вернется и традиция проведения военных операций с целью закрепить свое влияние и власть. Запад – при условии, что в первый год правления Трампа он еще будет выступать единым фронтом – должен будет дать на это ответ. Это в равной степени относится и к Германии, которая традиционно старается избегать любого вмешательства в конфликты за рубежом.
Автор: Александр Кудашефф, главный редактор DW