Турецкие власти по подозрениям в связях с организацией Фетхуллы Гюлена в начале декабря де-факто национализировали Akfel Holding - крупнейшего частного импортера газа в стране, в котором долями владеют "Газпром" и Газпромбанк.
В «Газпроме» ситуацию восприняли крайне болезненно. Глава компании Алексей Миллер поднял этот вопрос на встрече с премьером Турции Бинали Йылдырымом, который приезжал в Москву 6 декабря. Однако тот не дал предметных пояснений.
«У нас просто забрали самого эффективного и прибыльного продавца российского газа в Турции», — констатирует источник, близкий к «Газпрому».
По его мнению, актив «забрали с концами». Насколько жесткую позицию займет российская монополия, пока неясно, поскольку ей нужны рабочие отношения с турецкими властями для реализации политически важного проекта «Турецкий поток».
Как следствие, неизбежен новый газовый спор с Турцией. Ведь скидка на газ для частных импортеров, которой они добились в апреле, перестает действовать с 2017 года.
Сейчас турецкие компании должны были бы вести с «Газпром экспортом» переговоры по цене на 2017 год, но теперь фактически они свернуты.
Лежащий на полу казненный посол — это и есть «Россия глазами турок».
И не только турок.