Россия давно готовилась уменьшить свою зависимость от стран-транизитеров
Главная угроза проекта OPAL для Украины — это потеря миллиардов долларов из-за приостановки транзита газа на территорию ЕС, заявил директор специальных программ НТЦ «Психея», Геннадий Рябцев.
«Краткосрочных экономических угроз проект OPAL Украине не несет. Есть долгосрочные, связанные не столько с проектом OPAL, сколько с политикой России на уменьшение ее зависимости от стран-транзитеров. В итоге Украина потеряет миллиарды долларов. Ведь после 2019 года Украина потеряет статус страны-транзитера, которая влияла бы на энергетическую политику», — сказал Рябцев.
По его словам, РФ давно готовилась уменьшить свою зависимость от стран-транизитеров.
«Данная политика была провозглашена еще пять лет назад, и она подразумевает уменьшение зависимости Российской Федерации от Украины, Белоруссии и Польши как транзитеров российских энергоресурсов. В соответствии с эти решением РФ приняла решение формировать избыток трубопроводных мощностей, которые бы позволяли в случае ухудшения отношений с вышеперечисленными странами перенаправлять ресурсы в обход этих стран. Сейчас нашим политикам необходимо ответить на вопрос, какие функции будет выполнять ГТС Украины после 2019 года. То есть, после окончания контрактов «Нефтегаза» с «Газпромом», — высказался эксперт.
По словам эксперта, в рамках этой политики был организован проект «Северный поток» и планируется организовать «Северный поток 2».
«Первоначально шла речь о «Южном потоке». Однако, после того, как ЕС отказался его реализовывать, появилась идея создания «Турецкого потока», поэтому угрозу Украине несет не столько проект OPAL, который соединит трубу «Северного потока» с газовыми хабами, а политика России», — подчеркнул Рябцев.
Эксперт отмечает, что договариваться с РФ нужно было еще президенту Виктору Ющенко.
«Однако ни Ющенко, ни его последователи ничего не сделали, а только повторяли о том, что у Украины большой транзитный потенциал. Соответственно появился проект OPAL. Но, как говорится, после драки кулаками не машут. Сейчас можно только апеллировать к европейской стороне с требованием того, что она не соблюдает 274 статью, которая касается соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В соответствии с ней, перед принятием таких решений, которые касаются общей инфраструктуры, в частности нефтегазовой, сторонам необходимо консультироваться друг с другом», — сказал Рябцев.