Меры безопасности, предпринятые вчера возле Мариинского дворца, где президент Виктор Ющенко устроил прием в честь второй годовщины оранжевой революции, были беспрецедентны. Оцепление не подпускало ко дворцу никого, что вызвало резкое недовольство и журналистов, и простого народа
Празднование Дня свободы началось с того, что пресс-служба секретариата президента отказала в аккредитации в Мариинский дворец практически всем СМИ. Исключение было сделано для нескольких информационных агентств и центральных телеканалов. Заместитель пресс-секретаря президента Лариса Мудрак пояснила такое решение дефицитом места во дворце.
Народ на Майдане начал собираться засветло. Вездесущая бабка Параска появлялась то тут, то там. Она и стала символом единения бывших героев революции — Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. После ее уговоров вспомнить о символах Майдана собравшиеся начали скандировать «Ющенко! Юля!». Но продолжалось это недолго. Кстати, представители БЮТ, как и обещала их лидер, на Майдане так и не появились, хотя флагов с розовым сердечком было немало.
Вечерние выступления с трибуны начал Николай Катеринчук. Сказав несколько фраз о важности оранжевой революции и погуляв с полчаса среди народа, господин Катеринчук покинул площадь, хотя скандирования «Катеринчук!» продолжали здесь звучать до глубокого вечера.
Тем временем около 18.00 ко входу в Мариинский дворец подъехала президентская чета. Катерина Ющенко была одета в коричневую бархатную юбку, белую рубашку и красные бусы. Кстати, единственным человеком, нарушившим дресс-код, была народный депутат и певица Руслана Лыжичко, явившаяся в джинсах. Журналистов же, пришедших в джинсах, даже с аккредитацией внутрь не пропустили.
Когда Виктор Ющенко в сопровождении супруги и Русланы Лыжичко вошли во дворец, в ворота зашел губернатор Запорожской области. «Ваше приглашение?»,— поинтересовался охранник. Господин Червоненко начал рыться в карманах. «Без приглашения нельзя»,— заявил охранник. Губернатор поинтересовался, есть ли его имя в списках приглашенных. После длительного изучения списка, имени Евгения Червоненко там обнаружено не было.
Господин Червоненко вышел из ворот и с грустным лицом направился в сторону припаркованных неподалеку автомобилей. Но в эту минуту из подъехавшего «Мерседеса» вышел заместитель главы секретариата президента Виктор Бондарь. Евгений Червоненко поведал ему о своей беде, но господин Бондарь только развел руками: «Нам самим только сегодня раздали приглашения. Красавцы».
Пробегающий мимо Роман Безсмертный не стал задерживаться, чтобы переговорить с личным телохранителем Виктора Ющенко времен прошлых президентских выборов — Евгением Червоненко — и исчез в недрах Мариинского дворца. Лицо губернатора стало совершенно отчужденным. «Я, наверное, пойду. Пошли они!»,— сказал он и направился к своей машине.
Но тут Виктор Бондарь, видимо, вспомнив обо всех благодеяниях своего бывшего шефа по Минтранссвязи, догнал Евгения Червоненко и повел его ко входу во дворец. Здесь господин Бондарь переговорил с охраной, неоднократно упомянув имя главы секретариата Виктора Балоги, после чего господина Червоненко пропустили.
Вскоре прибыл и спикер Верховной Рады Александр Мороз — единственный представитель антикризисной коалиции, удостоивший визитом оранжевую вечеринку у президента. Премьер-министр Виктор Янукович, несмотря на его наличие в списке приглашенных, так и не явился. Как не приехала и принцесса Майдана Юлия Тимошенко, изначально не собиравшаяся в Мариинский дворец.
Пока Виктор Ющенко произносил приветственное слово перед гостями, всю территорию, примыкающую ко дворцу и зданию Верховной Рады, оцепила милиция, не подпускавшая никого, даже журналистов с карточками аккредитации в парламент. Чудом обошлось без стычек между представителями масс-медиа и правоохранительными органами.
Речь президента состояла из привычной риторики. «Мы не сойдем с пути свободы»,— сказал он, подчеркнув, что Майдан был «восстанием за свободу». Затем Виктор Ющенко взял бокал с шампанским и начал обходить гостей. Евгений Червоненко тщетно пытался встретиться взглядом с Виктром Ющенко — тот был занят рукопожатиями с бывшим государственным секретарем Олегом Рыбачуком, а также поцелуями с певицей Ниной Матвиенко и главой УПЦ КП Филаретом. На приеме, как всегда, отличился посол России в Украине Виктор Черномырдин. Отвечая на вопрос об успехах оранжевой команды, он воскликнул: «Что? Успехи? Улучшение? Это вы у своих спрашивайте». Первым прием у президента покинул глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Выйдя из дворца стремительным шагом, он сел в машину и тут же уехал, сославшись на занятость.
Следом за ним вышел Роман Безсмертный, отправившийся на Майдан. На Майдане люди в символике БЮТ встретили его криками «Ганьба Безсмертному!». Несмотря на это, он предпочел погулять среди людей и не подниматься на сцену. «Я тогда не выступал. И сейчас не буду. Тогда я другим занимался — организацией»,— поянисл господин Безсмертный свой выбор.
Точно так же поступил и Юрий Ехануров, окруженный охраной, но охотно общавшийся с народом. Компанию первым лицам НСНУ составили Александр Третьяков с женой и дочкой, Михаил Поживанов и прочие. Была замечена и бывший пресс-секретарь президента Ирина Геращенко.
Тем временем колонна из тысячи человек прошествовала от Майдана вверх по улице Институтской к секретариату президента. После криков «Ганьба!» и «Мороза геть!» к ним вышел глава секретариата Виктор Балога и впустил внутрь семерых представителей стихийного митинга.
А в 21.00 Виктор Ющенко обратился с телеэкранов к нации. Впервые за много месяцев он лестно отозвался о Юлии Тимошенко: «За два года правительства Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова руками разгребли пороги, которые мешали всей стране».
«Я буду приветствовать объединение национальных и демократических сил страны,— намекнул президент на свое желание возродить единство оранжевой команды.— И если такая реальность возникнет, я поддержу новую политическую силу, которая сохранит и разовьет наши традиции. Как политических соратников я рассматриваю руководителей обоих помаранчевых правительств».
Говоря о Викторе Януковиче, президент позволил себе угрожающие нотки: «Без дипломатии говорю Виктору Федоровичу Януковичу — откажитесь от политиков, которые хотят конфликта и реванша. Подчеркиваю, народ и президент не допустят ни возвращения в прошлое, ни возвращения в бандитских понятий, ни черных схем».
Народ на Майдане гулял до глубокого вечера. А в регионах вчера решили особо не праздновать.
Так, во Львове вторую годовщину революции обсуждали разве что за чашкой кофе, в тесном кругу. Губернатор Петр Олийнык выступил с кратким обращением к галичанам, а в здании обладминистрации состоялся круглый стол, собравший местных политиков, политологов и научных работников. Первые лица области круглый стол проигнорировали. Выводы круглого стола звучали апокалиптично: «Антисоциальная и антинародная политика сегодняшнего правительства рано или поздно вызовет протесты». Во львовской школе №21, откуда два года назад все преподаватели уехали в Киев на Майдан, один из участников революции заявил «і»: «А что праздновать?». Его коллеги жаловались не столько на мизерные заработки и рост цен, сколько на «утрату моральных ценностей».
В Симферополе у здания Верховного Совета Крыма 300 сторонников блока «За Януковича!» и Наталии Витренко заявили о поддержке Партии регионов. Они осудили День свободы за то, что оранжевая революция разделила Украину на враждующие лагеря. Два десятка активистов Евразийского союза молодежи растоптали оранжевые воздушные шары и флаг с надписью «Так! Ющенко!». Сотня активистов «Конгресса русских общин Крыма», «Русского фронта Сергея Шувайникова» и «Союза православных граждан Крыма» скандировала: «Слава России!».
В Севастополе День свободы проигнорировали все. Горожане признались «і», что в связи с 22 ноября ничего яркого припомнить не могут. Представители муниципального чиновничества заявили, что о празднике знают, но не ощущают его: «Вот если бы объявили сокращенный рабочий день, тогда было бы похоже на праздник».
Празднования в Донецке тоже прошли крайне скромно. Председатель Донецкой областной организации НСНУ Антон Клименко признал на пресс-конференции, что оранжевые лидеры, к которым он относит и себя, не оправдали надежд. Пятнадцать представителей «Союза рожденных революцией» и «Донецкой республики» на площади Ленина человек расстелили на земле агитпалатку «Нашей Украины» и нарисовали на ней свастику, а рядом поставили резиновую голову Джорджа Буша. А в Херсоне городская и областная организации НСНУ отправили в интернаты для детей сирот полтонны апельсинов. В центре города из оранжевой палатки раздавали газету «Наша Украина» и книгу журналиста Сергея Кузина «Донецкая мафия. Антология».
Автор: Алексей Бобровников, Алексей Педосенко