Последние новости
Сегодня
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Почему гривна снова будет падать и что делать Украине, чтобы не зависеть от Трампа

14 ноября 2016, 17:13
no image

На валютный рынок будет давить отрицательное сальдо внешней торговли

Прошло уже двое суток, после того, как мир перевернулся с ног на голову. То, что казалось невозможным, стало реальностью: американцы избрали президентом не политкорректную Хилари Клинтон, а человека, скорее похожего на комедийного актера, чем на главу самого могущественного государства.

За минувшие 48 часов эксперты по всему миру успели на словах похоронить валюты полусотни развивающихся стран, экономики нескольких десятков развивающихся государств и положить на дно котировки крупнейших фондовых площадок. Но ничего из описанного так и не случилось.
Гривне капут

Украинцев, конечно, прежде всего интересовало, чем обернется “черный лебедь”, которым окрестили приход Трампа к рулю в США начитанные эксперты, для отечественной экономики и национальной валюты. Даже самые оптимистично настроенные банкиры сошлись во мнении, что гривна будет неизбежно девальвировать.

В качестве аргументов высказывались опасения, что “ручной” для США МВФ попросту откажет Украине в дальнейшем кредитовании, а сами Штаты свернут программу финансовой помощи нашей стране. Вполне вероятно, что именно к таким последствиям и приведет приход Трампа к власти. Но и без его вмешательства дела у гривны в последние два месяца обстоят неважно.

Еще до того, как стало известно о выборе американского народа, наличная гривна на черном рынке подешевела до 26,5 грн./$. И вчерашние “черные котировки” у границы 26,6 грн./$ лишь совпали с выборами в США. Еще до избрания Дональда Трампа, глава украинского НБУ поставила под сомнение предоставление очередного транша в размере $1,3 млрд. от МВФ. Трамп здесь совершенно ни при чем. Загвоздка в том, что Украина не слишком торопится с выполнением своих обязательств перед Фондом. Речь, в частности, идет о принятии нескольких законопроектов по пенсионной и земельной реформе, а также о принятии сбалансированного бюджета.

Но истинная угроза для гривны кроется вовсе не в отношении к нам МВФ или президентстве Трампа. При существующем положении дел гривна обречена девальвировать, причем вне зависимости от того, кто возглавляет Национальный банк.
Согласно официальной статистике, с начала года дефицит внешней торговли товарами в Украине составил без малого $1,5 млрд. Тогда как аналогичный период минувшего года мы закончили с плюсом в $548,5 млн. Один только этот показатель демонстрирует всю несостоятельность отечественной экономики с точки зрения стабильности национальной валюты.

Удерживать гривну в жестких рамках при хронически отрицательном сальдо внешней торговли получится ровно столько, насколько хватит золотовалютных резервов и привлеченных кредитов. И если в этих вопросах уповать исключительно на благосклонность американского президента, то лучше уж сразу попроситься “51-м штатом”. Подкармливать вечно голодную Украину рано или поздно надоест даже самому лояльному к нам руководителю США.
МВФ нам должен

В последние годы мы слишком увлеклись игрой “кто нам должен”, совершенно упуская из виду, что надо бы и самим что-то делать. Наши реформы буксуют, а коррупция снова оказывается непобежденной. Гордость за страну охватывает только тогда, когда обыватель достает из почтового ящика квитанцию за коммунальные услуги.

Очевидно, что прежняя система, в рамках которой государство субсидировало в равной степени и богатых, и бедных, должна была быть упразднена. А взамен ей прийти другая система — справедливых цен и адресной помощи тому, кому это в самом деле нужно.

Но украинцы и МВФ ждали не только этого от обновленной власти. У нас все еще остается огромное количество нерешенных вопросов по налогам, пенсиям, медицине, образованию, судам. Мы, наконец, все еще среди мировых лидеров по коррупции и занимаем последние места в рейтингах простоты ведения бизнеса. Украина требует от европейских стран и США санкции в отношении России, но сама закрывает глаза в “некоторых вопросах”, продолжая торговые отношения.

По оценкам главы НБУ, Украина в 2017 году должна выплатить иностранным кредиторам $2,5 млрд. Без серьезного ущерба для золотовалютных резервов и без помощи МВФ сделать это будет практически невозможно. И мы снова уповаем на помощь наших партнеров. Мы готовы закрывать глаза на монопольные сговоры, на отсутствие судов в их классическом понимании, на налоговую систему, суть которой лишь в том, чтобы порождать коррупционные схемы, на валютные правила, которые, фактически, загнали рынок в тень.

Мы, будто так и должно быть, живем в режиме нескольких курсов: того, что на табло и того, который на самом деле. Нам безынтересно, что при всем своем потенциале Украина с начала года сократила экспорт сыров в денежном выражении на 31%, а импорт нарастила на 24%. Мы отказываемся говорить вслух, что наши сыры не нужны не только европейским потребителям, мы сами предпочитаем их не есть. Мы только грезим очередным траншем МВФ, как лекарством от всех проблем. Но в действительности, кредитные средства МВФ не могут нас спасти. Они не направляются на кредитование экономики, не создают рабочих мест, на них не строят новые дороги и не реформируют налоговую систему. Они лишь закрывают дыру в платежном балансе.
Мед и экспорт

Украине нужна не столько Хилари Клинтон в качестве президента США и благосклонность МВФ, сколько реальная работа над экспортом и импортозамещением.

При прочих равных и то, и другое сводится к упрощению налоговых правил и реформированию судебной системы. В самом идеальном случае государство должно взять на себя функции бизнес-инкубатора, стимулируя экспорт.

Прежде всего, конечно, стоит обратить внимание на сельское хозяйство. В 2015 году Украина вышла на третье место в мире по экспорту меда. Этот факт широко известен общественности. Согласно статистике, страна поставила на внешние рынки 36 тыс. тонн. меда, выручив за это $84,3 млн. То есть статистически килограмм меда был продан примерно за 59 гривен. Однако закупочная “оптовая” цена на мед в Украине в минувшем сезоне не превышала 25 грн. Производители меда жалуются на низкие закупочные цены, которые едва дотягивают до себестоимости, на откровенный бандитизм на дорогах, при попытке вывезти продукцию на рынки украинских мегаполисов. Но они не знают, с какой стороны подойти к вопросу экспорта.

Закупочные цены на мед контролируются десятком крупнейших украинских оптовых компаний. Антимонопольному комитету нет до них никакого дела, хотя очевидно, что “заколдованная” цена 35 грн/кг, по которой оптовики покупают мед по всей стране, держится не просто так. Но вопрос не в том, как преодолеть этот локальный монопольный сговор, вопрос в том, как предоставить производителям понятный и простой инструмент реализации, произведенной ими продукции по сколько-нибудь справедливой цене.

Возможно, Украине стоило бы попробовать создать нечто вроде экспортных хабов, которые бы сочетали в себе консалтинговые и бухгалтерские функции, услуги лаборатории и другие сервисы, необходимые для организации экспорта сельхозпродукции. Или стимулировать создание объединений фермеров с предоставлением им целевого финансирования для строительства объектов хранения и переработки сырья.

Суть в том, чтобы сменить ориентир с сугубо сырьевой экономики на экономику высокой добавленной стоимости, которая не так зависима от конкретной персоны президента США или настроений распорядителей МВФ. Однако без структурных изменений в законодательстве даже самые хорошие идеи обречены на провал.

Неподъемный во всех смыслах Налоговый кодекс, сложные валютные правила, увязшая в политических спекуляциях земельная реформа лишают смысла любые благие начинания. И нам снова ничего не остается, как уповать на МВФ и расположение президента США. Рассчитывать на то, что Трамп окажется не таким махровым националэкономистом, каким нам рисовали его сторонники Клинтон. И наши надежды вовсе не так утопичны, как могло показаться еще позавчера. Жаль только, что мы вновь рассчитываем не на себя самих.

Все статьи