Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Государство, похоже, самоустранилось окончательно от спасения своих сограждан, – мнение

10 ноября 2016, 12:54
no image

Понаблюдав и пообщавшись с жителями оккупированного Донецка, корреспонденты увидели, что дончане погрузились в хандру и депрессию.

У многих это связано с задержками зарплаты, у кого-то – с близким окончанием еще одного года, прожитого буквально на войне, а кто-то утратил последние положительные эмоции, ожидая конца чудовищного периода истории Донецка.

“Боевики подчеркивают, что пришли надолго”

“Год заканчивается, а все это безобразие – нет!” – удрученно говорит житель Донецка Ярослав Бецкий. – А мы ждали, что в этом году произойдут какие-то перемены к лучшему. И вроде даже гороскопы какие-то говорили, и ясновидящие, мол, все, конец войне. Не случилось. Может, в следующем году все станет хорошо?”

Окончания военных действий и возвращения оккупированных территорий Донбасса в состав Украины в истекающем году дончане ждали, еще веря в силу Минских соглашений и договоренностей “Нормандской четверки”. Но ничего сделано не было, даже разведение вооружения больше напоминало какой-то фарс: утром боевики так называемой “ДНР” устраивали показательный отвод гаубиц и танков – поздно вечером техника возвращалась на прежние позиции и устраивала дончанам “веселую” ночь. Возвращение контроля над границей, отмена блокады, выборы по законодательству Украины – все пошло прахом.

“Мы и не рассчитывали, что вся эта “ДНР” быстро закончится. Но сколько это можно терпеть? Боевики всячески подчеркивают, что пришли надолго. Говорят, что раздают паспорта “ДНР” и автономера, и со следующего года уже нельзя будет ездить на украинских автономерах. Знакомая из “центробанка ДНР” с гордостью рассказывала, что вот-вот – и начнется выдача кредитов населению. Типа, это свидетельство стабильности государства. Я спросил, как нищий народ будет эти кредиты отдавать. Ну, говорит, это не мои проблемы”, – поделился дончанин Юрий Головкин.

“Год-другой – и станет совсем печально”

Праздничные мероприятия, которые устраиваются чуть ли не каждую неделю по любому надуманному поводу, по словам дончан, не то что не радуют, а доводят до белого каления. “Бесит это верноподданичество – студентов и бюджетников выгнали на площадь праздновать двухлетие “царствования” Захарченко в Донецке. Прямо не нарадуемся этому счастью! – раздраженно говорит жительница Донецка Елена Вяткина. – Хоть бы с людьми поговорил, узнал, как выживают тут. Вот у меня пенсия местная 2500 рублей (1 тыс. грн), даже обещанная надбавка в 10% сперва была, а потом куда-то делась. Денег ни на что не хватает. Слава Богу, хоть дочка у меня на мирную территорию выехала, работает и деньги мне привозит по возможности. Без нее я бы уже давно ноги протянула”.

О стрельбе каждую ночь дончане даже уже не говорят, привыкли и будто не замечают. Говорят, что поняли простую истину: боевикам выгодна война. “Сосед у нас где-то на блокпосту стоит на выезде из Донецка. Так он за последний год машину себе купил, да и сам так заметно поправился. Я его недавно встретила, говорю, когда ж это закончится, а он мне говорит: “Я как форму надел, только жить хорошо начал”, – поделилась Елена Вяткина.

Многие дончане давно махнули рукой на все, чувствуя себя вовлеченными в оккупацию надолго. “Неинтересно стало жить, впереди ничего светлого и хорошего. Одни проблемы кругом. Город запущен, хотя да, чистенький. Бригады дворников метут усердно. Один у меня вопрос к ним: почему в мирное время вас не найти было-то? А потому что зарплата 2500 гривен была, мало! Сейчас вы за 2500 рублей (1 тыс. грн) асфальт вылизываете – так гораздо лучше, да? – интересуется Андрей Трубин. – Но нас еще ждет коммунальная катастрофа: коммуникации старые, толком не ремонтируются, дома тоже нормально не обслуживаются, не ремонтируются и не восстанавливаются. Транспорт весь старый, пополнения парка троллейбусов-трамваев нет. Год-другой – и станет совсем печально”.

“Силы и возможности у ВСУ есть. Приказа нет”

Военный эксперт Георгий Салманишвили рассказал сайту Сегодня.ua о том, что ситуация на востоке Украины превратилась в замороженный конфликт.

“Уже не раз я говорил, что Донбасс используется Россией в качестве полигона для апробации нового вооружения и слаживания боевых частей. В дальних перспективах – выход к морю. С боями пойдут или дорога будет для них спокойной, я не могу сказать. Пока вижу, что украинская армия, имея достаточный потенциал и поддержку мировых организаций, занята защитой подконтрольной Авдеевки и огневым беспокойством оккупированного Докучаевска. У разведки достаточно данных, у армии достаточно сил, чтобы начать стремительное наступление, взять под контроль границу и прекратить поток вооружения из России, – рассказал Салманишвили. – Те военные, которые на “передке” уверяют: силы и возможности для возвращения Донецка есть. Приказа нет. Вот и затягивается проблема, люди начинают привыкать с нею жить. Государство, похоже, самоустранилось окончательно от спасения своих сограждан – и это самое страшное”.

Эксперт считает, что говорить о каком-либо процветании оккупированных территорий никогда не придется. “Жить за счет гуманитарной помощи и внешних заимствований можно, но недолго. Однажды занимателю надоест отдавать огромные суммы непонятно за что, при этом у самого занимателя начнутся большие денежные проблемы. И тогда наступит коллапс. Вот такое мрачное, но, увы, вполне закономерное будущее у оккупированного региона”, – говорит Салманишвили.

“Никаких гарантий и определенностей по срокам”

А вот военно-политический эксперт Дмитрий Тымчук говорит, что есть три сценария развития ситуации. “Если кто-то говорит, что знает, когда закончится война – либо лукавит, либо очень некомпетентен. На данный процесс влияет множество факторов. Сейчас есть как минимумом три базовых сценария. Первый – тот, который есть сейчас: нет никаких гарантий и определенности по срокам. Это так называемый дипломатический и политический путь решения. Второй вариант – замораживание конфликта. Выстраивание линии обороны по примеру Нагорного Карабаха. Это даже не Приднестровье. В Приднестровье боевые действия давно уже не ведутся, а в Карабахе мы видим периодическое обострение ситуации. И третий вариант – силовое решение проблемы, то, что Киев пытался сделать до сентября 2014 года, но в силу объективных причин этот сценарий не увенчался успехом”, – рассказал Сегодня.ua эксперт.

По мнению Тымчука, уже видно, что Минские договоренности два года как не действуют. “Возможно, они смогут заработать, когда переговоры будут вестись не с “ЛНР” и “ДНР”, а между Украиной и Россией. Когда Россия возьмет прямую ответственность за соблюдение договоренностей. Тогда это будет похоже на полноценные международные договоренности,

Все статьи