Он унаследовал мир, в котором либеральная демократия отступает, а лидерство США ставится под сомнение. Ближний Восток бурлит, Северная Корея наращивает ядерный потенциал, а Россия и Китай играют мускулами.
Во вторник Дональд Трамп был избран 45-м президентом США. Мы надеялись, что нам не придется писать эти слова. Но Трамп потряс тех, кто проводил опросы, оседлав волну, поднятую отчасти голосующими из сельской местности и из Промышленного пояса (Поясами часто называют регионы США, объединенные схожестью той или иной характеристики. Это неофициальные названия, но тем не менее весьма популярные и распространенные — прим. ред.) Эти избиратели чувствовали, что политический истеблишмент вытолкнул их на обочину. Все американцы должны признать волеизъявление избирателей и стремиться к наилучшим результатам для страны и мира, хотя Трамп, возможно, и не поступил бы так в случае победы Хиллари Клинтон.
Что это означает с практической точки зрения? Во-первых, будем надеяться, что Трамп окажется лучшим президентом, чем мы опасались, и поддержим его, когда он будет поступать правильно. Трамп вскоре возглавит обширную федеральную бюрократическую систему, сложную правоохранительную структуру и спецслужбы, а также самую сильную армию в мире. Мы все рассчитываем, что он поймет: американская система управления государством не сводится к единоличному правлению одного человека (not for or about one person). В одиночку он не может исправить ее. Власть Овального кабинета не предназначена для наказания врагов, о чем Трамп подумывал ближе к концу кампании, согласно статье в The New York Times.
Новый президент столкнется с тяжелыми неотложными задачами с первого дня пребывания в должности. Он унаследовал мир, в котором либеральная демократия отступает, а лидерство США ставится под сомнение. Ближний Восток бурлит, Северная Корея наращивает ядерный потенциал, а Россия и Китай играют мускулами. Внутри страны президент Барак Обама оставляет ему экономику в хорошем состоянии, но со следующими проблемами: медленные темпы роста, неисчезающее неравенство, долгосрочное давление на федеральный бюджет.
Мы не столь оптимистичны, чтобы думать, будто президент Трамп продемонстрирует более реалистичный подход к этим проблемам, чем озвученные им предложения во время кампании, или что он окажется более дисциплинированным и мудрым, чем был до сих пор. Во время кампании Трамп говорил о том, что посадит Клинтон в тюрьму, засудит женщин, обвинявших его в сексуальных домогательствах, кастрирует спикера Палаты представителей и подорвет свободу прессы. В статье в Times он говорил о создании нового суперкомитета политического действия (PAC), цель которого — политическая месть. Он обещал депортировать миллионы, разорвать торговые соглашения, внедрять религиозные проверки и саботировать международные усилия по борьбе с изменением климата. Все это способно причинить ущерб очень многим людям.
Если он попытается осуществить эти планы, то все должны объединиться ради защиты конституционных принципов и стабильного правительства. Лидеры республиканцев в Конгрессе поддержали Трампа, исходя из того, что он будет поддерживать их законодательные инициативы и уважать их полномочия. Их ждут испытания. Правоохранительные органы должны принять меры против любой попытки использования их в незаконных целях. Юридическая система, чиновники, пресса и гражданское общество в более широком смысле должны играть очень важную роль.
Американцев никогда не объединяли кровь или убеждения, а только приверженность демократической системе правления с разделением властей, поддержка верховенства закона и уважение достоинства личности. Мы надеемся, что наш новоизбранный президент проявит уважение к этой системе. Американцы должны быть готовы поддержать его, если он так и сделает, и поддерживать систему вне зависимости от его действий.