Не имея возможности отрицать украинское "владение" полуостровом с 1954 года, адепты мифа про "КрымНаш" готовы костьми лечь, чтобы доказать, что до этой даты Крым и Украина находились как минимум в разных вселенных и никогда не пересекались.
С этого мифа и начинается путь к непризнанию власти Киева, по российской версии завершившийся в марте 2014 года, пишет Сергей Громенко для “Крым.Реалии”.
Собственно, никаких специальных аргументов у этого мифа нет, а есть только тезис. Вот, например, интервью российского издания “Вести” с популярным режиссером Олегом Табаковым так и называется: “Олег Табаков: Крым не имеет никакого отношения к Украине”. Среди прочего, в нем можно услышать, что “Крым вернулся в свою семью”, что украинцы должны были быть “поразумнее”, не дискутировать, а сказать россиянам “простите нас, Христа ради, мы на халяву купились”, и, конечно же, что “никакого отношения Крым к Украине, залэжной и незалэжной, не имеет!”, – произнесенная безапелляционным тоном и показанная в прайм-тайм эта фраза, безусловно, отражает умонастроения минимум 86% россиян. Но не надо думать, что подобные взгляды характерны лишь для дилетантов. Увы, “профессиональных” историков эта болезнь тоже косит.
“Рада отказалась в 1996 году придать русскому языку статус государственного даже в Новороссии и в Крыму – на землях, которые никакого отношения не имели к той Украйне, воссоединившейся с Россией в 1654 году”, – а ведь, казалось бы, Наталья Нарочницкая – доктор исторических наук, сотрудница РАН и дочь историка-академика, ан нет. Видимо, членство в Межсоборном присутствии Русской православной церкви и работа доверенным лицом “кандидата” в президенты Владимира Путина наложили несмываемый отпечаток на профессионализм. И если в самой Украине мало кто может внятно описать исторические крымско-украинские связи, то чего можно требовать от россиян?
А что в реальности? В реальности Крымский полуостров является продолжением южноукраинских степей (впрочем, в российской ура-патриотической литературе и они именуются “южнорусскими”), поэтому нелепо думать, что за минувшие столетия у них могли быть разные исторические судьбы. Поскольку миф об отсутствии связи Крыма и Украины представляет собой обыкновенное невежество, то для его развенчания достаточно освежить в памяти широко известные факты. Даже если не заглядывать во тьму веков, список выйдет немаленький:
1. Хотя в Средневековье Крым, вопреки распространенному мнению, не входил в состав Руси, с 11-13 вв. на полуострове фиксируется постоянное славянское население. Разобраться, предки каких современных восточнославянских народов были среди этих людей, невозможно, но то, что там были киевляне, черниговцы, переяславцы, галичане и многие другие, несомненно.
2. С самого конца 15 века связи между Крымом и Украиной стали устойчивыми и непрерывными, хотя и далеко не всегда приносящими удовольствие обеим сторонам. С одной стороны, украинские земли были ареной военных вторжений крымцев, а украинские пленники из года в год продавались на крымских рынках. С другой – украинские казаки регулярно нападали на крымское побережье, также беря пленных. В 18 веке казаки в составе войск Российской империи вновь воевали с крымцами.
3. Контакты и конфликты на крымско-украинской границе привели к заимствованию на материке некоторых культовых сегодня вещей. Такие “типично украинские” понятия, как “казак”, “шаровары” и даже “майдан”, пришли к нам из Крыма.
4. В 1624 году хан Джанибек Герай явился с янычарами отбирать трон у хана Мехмеда Герая III, но запорожские стрелки на стороне последнего сумели под Карасу-Базаром (Белогорском) разбить противника. В январе следующего года был заключен первый в истории казацко-татарский союз.
5. В 1628-1629 гг. запорожцы принимали участие в еще одной гражданской войне в Крыму, поддерживая своего старого союзника Мехмеда Герая III против его врагов. За союз с Крымом сложил голову в битве на р. Альма в 1628 году гетман Михаил Дорошенко.
6. С 1648 по 1654 гг. крымские татары были союзниками Богдана Хмельницкого, и хоть их поведение на поле боя не всегда вызывало удовольствие гетмана, вместе они сумели добиться немалых побед.
7. До самого Бахчисарайского мира 1681 года крымские войска помогали казацким гетманам в их борьбе за самостоятельность от Варшавы и Москвы, а между 1692 и 1734 гг. поддерживали, в том числе и военной силой, украинскую политическую эмиграцию: Петрика, Орлика и других.
8. Кстати, сама Запорожская Сечь в 1711-1734 гг., т.н. Олешковская, вообще находилась в устье Днепра на территории Крымского ханства.
9. Про легендарных чумаков, возивших соль из Крыма в Украину, а также о других крымско-украинских торговых связях не стоит даже и говорить – настолько обыкновенным явлением они были.
10. Оба раннемодерных политических организма – Гетманщина и Крымское ханство – были растворены в составе Российской империи практически одновременно: в 1781-1783 гг. После этого жители Крыма и Украины перестали быть просто соседями, а стали подданными одного государства.
11. На всем протяжении существования отдельной Таврической губернии – а это более ста лет – в ее состав входил не только полуостров, но и земли современной восточной Херсонщины, вследствие чего Крым и украинское Приазовье составляли единый экономический организм.
12. С начала 19 века и до 1944 г. украинцы стабильно составляли третью по численности группу населения Крыма, уступая лишь крымским татарам и русским.
13. Немалое значение в крымско-украинских связях играл Черноморский флот. Во-первых, корабли для него строились, в том числе, украинскими рабочими на верфях Николаева. Во-вторых, украинскими рекрутами пополнялся личный состав экипажей, начиная с бывших запорожцев (от 30% в середине 19 в. до 80% в Первую мировую войну).
14. В апреле 1918 г. украинские войска под командованием Петра Болбочана выбили из Крыма большевиков, а 29 апреля на всех кораблях Черноморского флота были подняты украинские флаги.
15. В годы гражданской войны 1917-1920 гг. отношения различных крымских властей складывались с материковой Украиной по-разному: от союза до противостояния, но ни одно украинское правительство не отказывалось от своих претензий на полуостров. Переговоры о включении Крыма в Украину велись осенью 1918 г.
16. В первые годы советской власти вопрос принадлежности полуострова поднимался неоднократно. По договору о границах между РСФСР и УССР от 10 апреля 1919 г. Крым входил в состав России, но по партийной линии с 3 июля 1920 г. подчинялся (не в первый раз) Украине. Лишь в 1921 г. спор был окончательно решен в пользу Москвы. Кстати, новообразованная автономная Крымская ССР претендовала еще и на Геническ и устье Днепра, но безуспешно.
17. В межвоенное двадцатилетие Крым регулярно дотировался украинским хлебом: в 1921-1923 гг. и с 1927 г., вывозя на материк фрукты и вино.
18. Связь Крыма с материком была настолько очевидной для немецкой оккупационной администрации, что полуостров формально входил в состав рейхскомиссариата Украина (хотя по факту управлялся военными).
19. Ну и после 1954 г. принадлежность Крыма Украине была подтверждена множеством международных и двусторонних документов, начиная с советской же Конституции и заканчивая Резолюцией Генассамблеи ООН № 262.
Таким образом, за минувшие несколько столетий между Крымом и Украиной установились разнообразные сильные связи, игнорировать которые совершенно невозможно. И отрицать многовековую устойчивую связь полуострова с материком – значит признаваться в собственном невежестве.