Конец «Исламского государства» близок – но после его уничтожения легче не станет.
Главный исламский праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) в нынешнем году выдался особенным. Его начало — 10-е число месяца Зуль-хиджа – пришлось на ночь с 11 на 12 сентября, на пятнадцатилетнюю годовщину терактов 11 сентября 2001 года в Америке.
Мусульманский календарь лунный, и даты различных годовщин и праздников зависят только от фаз луны. Западный мир пользуется григорианским календарем – солнечным. Лунный год на 11 дней меньше солнечного, поэтому месяцы мусульманского календаря «плавают» по месяцам григорианского, и Курбан-байрам может выпасть на любой сезон солнечного года. Совпадение главного праздника ислама с 11 сентября – большая редкость.
Значение терактов 11 сентября, уничтожения башен-близнецов в Нью-Йорке и атаки на Пентагон, которые совершили исламисты «Аль-Каиды» под руководством Усамы бен Ладена, даже не в том, что это самые кровавые теракты, пережитые когда-либо Западным миром.
Значение их в том, что они стали началом новой эры – эры «всемирного джихада«. Именно после 11 сентября исламский джихад, мусульманский фундаментализм или политический ислам, как его еще называют, окончательно стал политической и военной силой мирового уровня, сравнимой по своему значению с военной мощью сверхдержав.
За гранью
С тех пор кровавые теракты, совершаемые исламистскими организациями, захлестнули весь мир, все континенты и практически все страны. Трудно назвать значимое государство в Америке, Европе, Африке, Азии и Океании, которого бы не коснулась деятельность исламистских организаций. За 15 лет число этих организаций возросло во много раз. И хотя исламисты убивают других мусульман с не меньшим рвением, чем «неверных», число последователей мирового джихада за эти годы также многократно возросло.
Имя самой мощной на сегодня исламистской организации нынче у всех на устах – ИГИЛ, ISIS, «Исламское государство» (противники из среды ислама называют его Кафирским или Шайтанским государством), «Исламский халифат», «Даеш» – одних названий целый легион.
За годы после терактов 11 сентября исламисты смогли взять под контроль обширные территории на нескольких континентах. Под их контролем территории в Афганистане, Вазиристан (приграничные с Афганистаном провинции Пакистана), некоторые районы Нигерии, Мали, Синайского полуострова, Ливии, фактически некоторые кварталы Брюсселя и французских городов и, кончено же, Ирак и Сирия. Потеря территорий джихадистов не останавливает — через какое-то время они захватывают другие.
«Брендом» джихадистов стали массовые убийства гражданского населения, взрывы и захваты заложников на рынках, в школах, театрах, больницах. А отличительным знаком ИГИЛ, который его выделяет даже на фоне других исламистских организаций – массовые казни, совершаемые с запредельной жестокостью. Съемки которых затем наблюдает весь мир: боевики «красиво» снимают казни на камеру и монтируют ролики.
Накануне главного исламского праздника, совпавшего с годовщиной терактов 11 сентября, ИГИЛ распространило очередное пропагандистское видео. Казалось бы, жестокостью исламистов кого-то удивить уже трудно – но тут содрогнулись даже многие члены других джихадистских группировок. Исламские сайты заполнили сообщения с заголовком: «ИГИЛ на Курбан-байрам принес в жертву людей».
В праздник Курбан-байрам каждый взрослый мусульманин должен совершить жертвоприношение, т.е. зарезать (желательно самому, но можно поручить и другому) верблюда, корову, овцу или козу. Затем животное особым образом подвешивают и разделывают.
И в сирийском городе Дейр аз-Зур в день праздника Курбан-байрам ИГИЛ осуществило очередную массовую казнь: были зарезаны девятнадцать молодых мусульман. Как это принято в ИГИЛ, их обвинили в шпионаже. Казнь – связывание, перерезание горла, подвешивание жертв – была осуществлена в том же порядке, что и при жертвоприношении животного. Пресс-служба «Исламского государства» распространила профессионально отснятый ролик на четыре с половиной минуты, где подробно показано ужасное жертвоприношение.
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата (комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман), делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для соседей и друзей, а третью мусульманин может съесть сам. Что сделали игиловцы с зарезанными молодыми мусульманами, пресс-служба «Халифата» не сообщает.
И это еще не все. В мае 2015 года «Исламское государство» выпустило фетву, разрешающую изымать органы у «неверных» для спасения жизни мусульман. Теперь же игиловцы стали расчленять и самих мусульман. Как сообщаютиракские и мировые исламские СМИ, врачи ИГИЛ начали разбирать своих бойцов на органы. Эта участь постигла более 20 тяжелораненых боевиков. Операции по изъятию органов – почек, тканей кишечника и сердец – были произведены в госпитале ИГИЛ в иракском Мосуле.
Конец ИГИЛ – это только начало
Весьма вероятно, что в ближайший месяц ИГИЛ будет нанесено серьезное военное поражение. Ровно два года назад, в сентябре 2014 года, выступая в ООН, Обама назвал «Исламское государство» в числе трех главных угроз человечеству (наряду с политикой Путина и лихорадкой Эбола). И сегодня демократам очень поможет, если к концу своего срока президент-демократ сможет отчитаться в победе хотя бы над одной из них. Тем более что кандидат от республиканцев Дональд Трамп сделал вопрос борьбы с ИГИЛ одним из козырей своей предвыборной агитации.
Но даже если над ИГИЛ будет одержана серьёзная военная победа, захвачены и Мосул, и Ракка, и вообще вся контролируемая самопровозглашённым халифатом территория – исчезнет ли тогда исламизм из нашей реальности? Прекратятся ли кровавые исламистские теракты по всему миру? Ответ: увы, нет. Не исчезнет.
Эту пьесу мы уже проходили, вспомните. После того, как вся территория Афганистана была занята американцами и их союзниками, а в Кабуле воцарилось прозападное правительство – разве «Талибан» сошёл с политической сцены? Отнюдь. Как не исчезла и «Аль-Каида» после того, как ее выбили из Афганистана и убили бен Ладена.
Разве после ликвидации Шамиля Басаева и вообще всех полевых командиров первой волны чеченского исламизма прекратилась партизанская война под исламистскими лозунгами на Северном Кавказе? Вовсе нет. Она даже распространилась на все остальные регионы Северного Кавказа, на Поволжье и на, собственно, Россию.
Наконец, Штаты ведь уже однажды взяли под контроль всю территорию Ирака, включая те же города Ракку и Мосул. И именно ради борьбы с терроризмом. Помогло ли это предотвратить появление в Ираке ИГИЛ? Ответ очевиден. Сегодня США вновь собираются освободить от террористов эти уже освобожденные тринадцать лет назад города.
Так же будет и на этот раз.
ИГИЛ может видоизмениться. Перебазироваться на новые территории. Может слиться с другими организациями, может утратить место «короля террора», превратившись в одну из многих группировок. Но исламизм и исламский терроризм точно никуда не исчезнут.
Более того, после военной победы коалиции над ИГИЛ исламизм имеет шансы получить «второе дыхание». Именно излишняя жестокость ИГИЛ против самих мусульман не нравится многим джихадистам. Поэтому, возможно, после ликвидации самых «отмороженных», ныне враждующие друг с другом исламские боевики смогут объединиться под единым командованием.
Эта война – война надолго.
Будущее исламизма
Ниже – интервью, взятое мною у одного из последователей «политического ислама». Ныне этот человек отбывает наказание за вооруженную деятельность в одной из тюрем бывшего СССР (стилистика интервью приводится без изменений). Из него можно составить представление, что может произойти после военного разгрома ИГИЛ в Сирии и Ираке. Исламисты, в том числе и те, кто выступает сегодня против ИГИЛ, не откажутся от идеи «всемирного джихада», провозглашения халифата и захвата власти в тех регионах, где они сейчас действуют. Кроме того, в эру «после ИГИЛ» джихадисты захотят устновить свой контроль над курдами, Ираном, Израилем и Турцией. Только методы их станут умнее и эффективнее.
«Я думаю, после начала захвата Ракки, «Нусра» и другие саляфитские группы, которые нынче враждуют с ИГИЛ, присоединятся к нему. И это будет началом оттепели между враждующими сейчас организациями. Да и старые лидеры ИГИЛ умирают. Они были проблемными. А еще назревает кризис в ССА (Сирийской свободной армии – А.Ш.).
В наших рядах всегда были жесткие (хариджиты) и мягкие (мурджиты). Я ждал Шам (так называется Сирия в исламских источниках – А.Ш). И там сформируется группа середины. ИГИЛ – это крайние, «Нусра» и старая «Аль-Каида» – это мягкие. После испытаний там они объединятся в новом состоянии.
Меня в ИГИЛ все раздражает, кроме их смелого решения объявить халифат. ИГИЛ работает против мусульман. Это для нас неприемлемо. «Нусра» ищет, работает с народом. Обе группы хотят одного. Только ИГИЛ убивает мусульман для достижения этого. И мы считаем их хавариджами (хавариджи, иначе хариджиты – в данном случае раскольники, которые дозволяют убийство верующих – А.Ш.).
В ряды ИГИЛ убежали все хариджиты, но есть и искренние. «Нусра» и «Аль-Каида» переполнены мурджитами, но есть и кто нормальный. А в дальнейшем обе группы избавятся от сектантов и объединятся.
На словах акида (вероубеждение – А.Ш.) у обоих (ИГИЛ и их противников из числа исламистов – А.Ш.) одна. Только реализации неправильные. ИГ выбрало высокую планку. Жестокость – это их бренд. Есть ученые, которые дозволяли жестокость, но это не было образом жизни.
«Аль-Каида» проблемна из-за своей мягкости и дешевой «хитрости», неопределёнными целями, нытьем о народе и борьбе с тиранами. При этом «Аль-Каиде» нет разницы, с кем вместе бороться против этих тиранов, хоть с вероотступниками. Еще не нравятся ее постоянные ошибки и болтовня о халифате.
Между «Аль-Каидой» и ИГИЛ и находится искомая середина. И она выявится и обретет власть.
Это сито.
Беда ИГИЛ – это случайность, спонтанность. Они не готовы и не планируют. И нет кадров. Но зато есть гонор, что это они первыми объявили «Халифат». И очень много громких слов, попытка их выполнить. И на первых порах хариджиты у руля. И, конечно, свойственная им жестокость. Также их большая ошибка – отсутствие хитрости. Вся их тактика – это глупость.
И еще большая их ошибка – курды. Курды бедный народ, кинутый всеми и мечтающий о земле. Скоро они поймут, что они никому не нужны и что их используют. Они за это время стали воинами, и у них появился шанс получить государство. Но их кинут. Та группа, что образуется после нынешнего ИГ, помирится с курдами, их общий враг – турки. Но союз возможен только с курдами-мусульманами, а не с курдами-езидами. Даже не могу представить такого союза. Езиды — раздражитель сильный, ведь они для нас язычники, мы привыкли к «людям писания» (так в исламе именуют приверженцев единобожия – евреев, христиан и зороастрийцев – А.Ш.). С езидами не может быть заключен мирный договор. Их — в Иран. Сотрудничество возможно только с курдами-суннитами.
Новый фронт будет в Иордании, и сильный приток моджахедов из Египта и Саудии. Будет уничтожение Ирана. Мир с курдами и разворот их на Турцию. И дальше, как все утихнет, – на Палестину. Это неизбежно тоже. Иерусалим. Помощь Палестине. Еще когда в Сирии ничего не было, я знал, что начнем в Сирии и что после – Палестина. Знаю я это от больших людей. Планы такие были, а ИГИЛ все испортил. То есть, далее будет продолжение дела ИГИЛ, это неизбежно, но уже в новом качестве. Без крайностей. И война, война».
На нынешний главный исламский праздник Курбан-байрам произошло еще одно знаменательное событие. Случилось оно в столице самой густонаселённой мусульманской страны Бангладеш, в городе Дакка. В первый день праздника, когда верующие после богослужений в мечетях приступили к жертвоприношению, на Дакку обрушился проливной дождь. Из-за плохо работающей канализации по улицам хлынули настоящие потоки крови – вода, смешанная с кровью жертвенных животных, густого кровавого цвета. На фотографиях, снятых в оба дня праздника, хорошо видно, как автомобили и пешеходы движутся по затопленным кровавой водой улицам.
Похоже на знамение, не так ли?