Последние новости
25 ноября 2024
22 ноября 2024

В СМИ рассказали, почему Запад упорно игнорирует войны России

16 сентября 2016, 20:53
no image

Представитель Гражданской обороны несет на руках мертвого ребенка, погибшего в результате авиаударов российских ВВС по контролируемому повстанцами городку Маарет Аль-Нуман, провинция Идлиб, Сирия. 9 января 2016 года. ВВС России сбросили на этот небольшой город четыре вакуумные бомбы. В результате погибло по меньшей мере 70 человек. Авиаудары были нанесены также по населенным пунктам Серакаб, Хан-Шейхун и Маар Дабсех, провинция Идлиб.

В этом месяце исполняется год с начала интервенции России в Сирии и два с половиной года с момента ее вторжения на Донбасс. В Сирии Россия бомбит населенные пункты без разбора, используя практически все виды стандартных боеприпасов, которые есть у нее арсенале -термобарические, кассетные и зажигательные бомбы – из-за чего убито уже около 3000 мирных жителей. Эти смерти не случайность, а неотъемлемая часть стратегии России по усмирению мятежных регионов, восставших против диктатуры ее союзника, Башара Асада, который в свою очередь использует против своих противников нервнопаралитический газ, систематические пытки, искусственно создает массовый голод. В Восточной Украине в результате конфликта, длительность и интенсивность которого зависит исключительно от России, погибло уже почти десять тысяч человек, из них половина – мирные жители и украинские военнослужащие. Без российского оружия, солдат и денег, эта война закончилась бы завтра.

Но если в знак протеста против американского вторжения в Ирак, а позже против вторжения американского союзника Израиля в сектор Газа в 2014 году, сотни тысяч людей вышли на улицы крупных городов Европы и США, война в Сирии и Украине не вызвала ни одной значительной публичной демонстрации в странах Западного мира. В то время как ошибочное разрушение Соединенными Штатами афганской больницы в 2015 году повлекло за собой массовое осуждение, реакция западной общественности на «непрекращающиеся преднамеренные атаки на сирийскую медицинскую инфраструктуру» со стороны России – молчание. Даже роль Кремля в усилении потока беженцев, который привел к худшему внутреннему кризису в истории Европейского союза, кажется, не вызвала какой- либо продолжительной критики со стороны народа Европы. А ведь это немаловажно, поскольку давление общественности при любых обстоятельствах является наибольшей силой, способной вызвать решительные политические действия.

Современное «гуманистическое сознание» часто упоминается как одно из самых значимых достижений Запада, но его равнодушие к преступлениям России показывает идеологию, скрывающуюся за этим, а она, по существу, является артефактом холодной войны. Рожденная в период, когда судьба мира определялась биполярным противостоянием Соединенных Штатов и Советского Союза, гуманистическая критика настроена на то, чтобы видеть два легко узнаваемых персонажа и однозначный сюжет. Соответственно ее терпимость к неопределенности довольно низка, а потому хрупкая пораженная коррупцией демократия Украины и разношерстные сирийские повстанцы не вмещаются в трафарет «хорошего парня», чего требует воображение западного обывателя.

Как ни странно, Россия во многом выиграла от потери статуса сверхдержавы, поскольку избавилась от связанного с этим предвзятого отношения. В то время как американский милитаризм непрестанно порицается, Россия, не испытывая особого давления, содержит в исправности самый большой в мире ядерный арсенал и перестраивает армию, способную покорить большую часть Европы. Освободившись от необходимости соответствовать Америке словом и делом на международной арене, Россия показывает свою военную мощь беззастенчиво, запугивая соседей от Балтики до Японского моря. И продолжает пользоваться плодами своего «славного» прошлого, как противник Америки в холодной войне, ведь для миллионов людей на Западе, которые считают американскую гегемонию угрозой миру во всем мире, – а это представление разделяют самые разнообразные фигуры, например, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и постоянно «взрывающий» интернет Джулиан Ассанж, – Россия остается необходимым и даже достойным противовесом.

Помимо этого, жители западных стран не могут критиковать то, чего они не знают. Падение железного занавеса не привело к улучшению понимания России, скорее наоборот. Из-за того, что знание Запада о России и Восточной Европе даже во времена холодной войны было донельзя малым и редко выходило за рамки стереотипов, понижение статуса России лишь усилило иллюзию американского всемогущества. Тема Америки пронизывает зарубежные новости, рекламу и массовую культуру стран всего земного шара, создавая когнитивную тень, в которой Россия может исподтишка, оставаясь в безопасности, вести свои гибридные войны.

В противоположность такой позиции Соединенные Штаты после распада СССР остались не только единственной в мире сверхдержавой, но и, в глазах многих, единоличным ответственным за все проблемы нашего мира. Озабоченность Запада проступками Америки и ее союзников привела к возникновению своего рода «реверсивного национализма», в котором многие на Западе упражняются и соревнуются в том, кто сильнее сам себя раскритикует. Таким образом, получается, что гуманистическая восприимчивость Запада, при всей своей претензии на глобальность, остается фундаментально европоцентричной и реагирует, в первую очередь, когда виноват кто-нибудь из представителей Запада. Один из парадоксов такой гуманистической восприимчивости заключается в том, что страны, которые меньше всех считаются с международными нормами, чаще всего вызывают наименьшую критику, и Россия не является исключением.

Запад совершает немало достойного порицания, но его зацикленность на чувстве вины – свидетельство высоких стандартов по отношению к себе, а не порочности. К сожалению, в случае Украины и Сирии, Владимир Путин понимает лучше, чем многие на Западе то, что возмущение демократического общества, выражаемое в дипломатических нотах и официальных заявлениях, не является полноценной заменой возмущения народных масс, которое выплескивается на улицы и в социальных сетях. До тех пор, пока европейская и американская общественность не справится с пережитками прошлого, не прекратит верить в миф о том, что все насилие в мире совершается по вине Запада, войны Путина будут продолжаться.

Все статьи