Россия проголосовала против предоставления Украине третьего транша кредита Международного валютного фонда в размере $1 млрд и дает понять, что и дальше будет пытаться препятствовать в реализации этой программы финансирования. Однако ресурсов у РФ для этого недостаточно, кроме того, она теряет в МВФ и без того немногочисленных союзников.
Россия, как и обещала, проголосовала против предоставления Украине третьего транша в размере $1 млрд по программе расширенного финансирования EFF Международного валютного фонда (МВФ).
О том, что РФ будет голосовать против этого решения на заседании Совета директоров фонда заявлял глава российского Минфина Антон Силуанов. По его словам, такая позиция его страны связана с тем, что Украина отказывается выплачивать так называемый “долг Януковича” в размере $3 млрд. В связи с этим РФ направила иск к Украине в Высокий суд Лондона. Слушания по этому спору, как ожидается, начнутся в январе 2017 года.
Однако, как выяснилось, Россия оказалась единственной страной, которая голосовала против выделения Украине транша. Об этом сообщил директор в МВФ от России Алексей Можин. “Директора одобрили выделение $1 млрд. Россия голосовала “против”, остальные “за”, – сказал он.
РФ и раньше голосовала против выделения кредитов МВФ Украине. Так, например, произошло 11 марта 2015 года, когда Совет директоров фонда одобрил четырехлетнюю программу EFF в размере $17,5 млрд. Тогда Россию активно поддерживали ее партнеры по БРИКС Индия и Бразилия, а также, по ряду вопросов в ходе обсуждения, Иран и Турция. Однако при голосовании против одобрения программы для Украины вместе с РФ высказалась только Бразилия.
Россия пытается солидаризироваться с другими развивающимися странами, в частности, из группы БРИКС, по различным вопросам, в частности, по перераспределению квот в МВФ, от которых напрямую зависит количество голосов стран-членов фонда при принятии решений.
Перераспределение квот в фонде в пользу развивающихся стран было одобрено в рамках более общей реформы еще в 2010 году, однако вступило в силу лишь в январе 2016 года. Реформу долгое время тормозили США, которые небезосновательно обеспокоились тем, что благодаря ей Китай станет третьим по значимости членом МВФ.
Тем не менее, все препятствия были устранены, и в начале 2016 года новые квоты вступили в силу. “Эти реформы представляют собой серьезный шаг в направлении лучшего учета в структуре управления организации растущей роли динамичных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран. Вступление в силу этих реформ укрепит доверие к МВФ, а также повысит его действенность и легитимность. Четыре страны с формирующимся рынком (Бразилия, Китай, Индия и Россия) впервые войдут в число 10 крупнейших участников фонда”, – говорится в пресс-релизе МВФ от 27 января 2016 года.
При этом реально перераспределено чуть более 6% квот. Суммарная доля стран БРИКС при голосованиях в фонде теперь составляет 14,7% (было 14,18%). Более других выиграл Китай, переместившийся с шестого места сразу на третье (его доля в МВФ теперь составляет 6,09%).
Доля России изменилась незначительно – с 2,71% до 2,73%. США продолжают удерживать главенство в МВФ с квотой 16,54% и, как и раньше, имеют возможность блокировать любое решение, так как для этого достаточно 15% голосов.
В Совет МВФ входят 24 директора, а также директор-распорядитель фонда, являющийся его председателем. Ряд стран имеют собственных директоров. Это США, Япония, Китай, Россия, Германия, Франция, Великобритания, Саудовская Аравия. Индия и Бразилия не представлены отдельными директорами в Совете, однако эти страны в своих группах имеют подавляющее количество голосов, к тому же представители Индии и Бразилии являются директорами в соответствующих группах стран.
Уже после одобрения МВФ транша для Украины Россия сделала заявление о том, что продолжает выступать против этого решения.
“Мы не поддерживаем такое решение, выступаем против. Это последовательная позиция Российской Федерации. И здесь ничего не изменилось”, – сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Таким образом, следует понимать, что РФ будет пытаться блокировать и последующие решения по пересмотру программы финансирования Украины в рамках программы EFF, однако, похоже, она оказалась здесь в полном одиночестве.