Есть две стратегии для борьбы с усилиями Кремля по мобилизации граждан с помощью пропаганды.
Как передается, об этом на страницах Washington Post пишут профессор коммуникации, политологии и политики Университета Огайо Эрик Нисбет и профессор политических коммуникаций Университета Уэйна Элизабет Стойчефф.
В демократических странах гражданское мнение часто рассматривается как сдерживающий фактор для избранных лидеров, который не позволяет им устраивать военные авантюры.
Этот принцип называют гипотезой “демократического мира”. Он основан на предположении, что обе стороны конфликта хорошо осведомлены о возможной высокой цене конфликта. Но в России этот принцип не работает. И для этого есть причины.
“Россия – это образцовая жертва управления так называемого электорального авторитаризма. Такие автократические правительства удерживают власть с помощью создания иллюзии многопартийных выборов и ограничения гражданских прав и свобод. Но этим автократиям все равно нужно учитывать общественное мнение, чтобы сохранять свою легитимность”, – объясняют авторы.
Они добавляют, что автократические режимы, такие как в России, понимают, что общественное мнение и легитимность важны для удержания власти. Поэтому они пытаются контролировали то, какую информацию получают их граждане. Режимы устанавливают контроль над прессой и интернетом.
“Такой вид манипуляций очень хорошо виден в нынешнем конфликте России против Украины. К примеру, российские СМИ описывали оккупацию Крыма, как необходимость России защитить этнических русских, живущих в Украине. Они утверждают, что этим русским угрожало преследование со стороны “марионеток Запада”. В то же время, СМИ игнорируют все возможные экономические, политические, военные потери, связанные с конфликтом. Таким образом, российское правительство превратило в оружие прессу, сделав ее источником дезинформации дома и заграницей”, – замечают авторы.
Замеры общественного мнения в России даже играют более важную роль, чем в демократических странах. Поскольку они отражают масштабы информационного пузыря, созданного российским правительством.
Но влияние государственных СМИ – это лишь одна сторона медали. Другая – это естественные психологические процессы, которые называют “мотивационным мышлением”.
“Когда мы крепко придерживаемся определенных убеждений, мы склонны игнорировать или избегать информации, которая хоть как-то противоречит этим убеждением”, – говорится в статье.
Для многих россиян проправительственные или националистические переживания служат своеобразным умственным барьером, который повышает убедительность российских СМИ и усиливает сопротивление к другим точкам зрения.
Понимая существование такого барьера, авторы статьи провели эксперимент, чтобы выяснить, смогут ли изменения в информационном фоне изменить отношение россиян к агрессивной политике Кремля. Для участия в опыте были привлечены более 1300 российских интернет-пользователей. Их поделили на две группы, которые потребляли информацию с разной коннотацией.
Так исследователям удалось обнаружить, что разъяснение цены военной агрессии России против Украины уменьшает поддержку россиян агрессивной политики президента Путина, а также уменьшает их националистические сентименты.
Таким образом, можно сформулировать как минимум две стратегии для борьбы с усилиями Кремля по мобилизации граждан с помощью пропаганды и скорректировать убеждения россиян.
Первый подход предполагает распространение сообщений, нацеленных на утверждение русской национальной идентичности, которые будут также сопровождаться данными о потерях от агрессивных вторжений России в соседние страны. Проще говоря, можно развернуть в России националистическую кампанию вроде той, которую в США начал Дональд Трамп под лозунгом “Сделаем Америку великой снова!”. Американский миллиардер критикует политику иностранных интервенций и призывает использовать все эти ресурсы дома.
Вторая стратегия – распространять сообщения, которые бы противостояли российской агрессивной риторике и при этом не были связаны с националистическими чувствами или политическими убеждениями. Исследования показали, что люди более склонны изменить свою точку зрения, если их фундаментальные убеждения не подвергают сомнению. Однако, эту стратегию очень трудно воплотить, учитывая то, что российская пропаганда и правительство вписали агрессивную политику Кремля в националистическую риторику. Поэтому избежать противостояния против российского агрессивного национализма не удастся.