Вчера, 12 сентября, и.о. гендиректора крупнейшего украинского аэропорта Борисполь, Евгений Дыхне в течении часа отвечал на неудобные вопросы пользователей сети Facebook на странице издания business.ua. Пассажиров Борисполя интересовало, почему в аэропорту дорогая еда, мало парковок и падают плиты на головы улетающих.
Публикуем наиболее интересные тезисы руководителя аэропорта.
О дорогом топливе для авиакомпаний
Два года назад мы оценили возможность доступа топливных компаний к заправке самолетов, как неравную. Сейчас большинство компаний возят топливо с внешнего топливного склада в аэропорт Борисполь, а одна компания имеет собственную трубу на территории перрона. Соответственно плечо для бензозаправщика у нее значительно короче, чем у конкурентов. Это технологическое преимущество позволяло им продавать больший объем топлива в аэропорту Борисполь. Возможно, не по рыночным ценам.
Мы сделали проект по реконструкции нашей топливной системы. Она позволит абсолютно всем авиакомпаниям закупать топливо на международном рынке и хранить его на нашем внешнем складе. И для его заправки непосредственно в самолет можно будет заключить договор с любой топливозаправочной компанией. Этот вопрос будет завершен в марте-апреле 2017 года.
О “грачах” и таксистах
Я помню таксистов, которые 20 лет назад стояли возле терминала А. Сейчас они стоят возле терминала D – это одни и те же люди. Можно сказать, что это не таксисты, а минидиспечеры черного рынка. Они не садятся за руль, а просто пристают к пассажирам, отводят их в непонятном направлении, к непонятным автомобилям. Люди которые пользуются их услугами, рискуют.
Уже год работают легальные таксисты, услугами которых мы рекомендуем пользоваться. Это 34 перевозчика, которые заключили договора с аэропортом. Они все допускаются в порядке живой очереди на первую линию терминала D. Каждый пассажир, при выходе из терминала, у проезжей части, просто упрется в ряд из 10 автомобилей легальных перевозчиков. Единственный недостаток этого сервиса – он на 50 грн дороже. Но эти 50 грн оправданы.
Когда достроят паркинг
К Евро-2012 его не достроили. После событий на Майдане компания, которая приписывалась к клану правящей семьи (беглого Виктора Януковича. – Ред.), просто исчезла, не вернув аэропорту 93 млн грн аванса. Банк, работавший с этой компанией в связке не вернул 80 млн грн, которые были заморожены под аккредитив этой же компании. Мы остались с недостроенным паркингом и с минус 170 млн грн. Мы выиграли все суды с банком и по сегодня не можем списать деньги с его счета, несмотря на то, что это действующий Финбанк. Строительная компания – банкрот. 93 млн мы, вероятно, не получим. В 2015 году, не понимая, каким будет финансовый результат мы не решились инвестировать в паркинг.
На тот момент было принято решение отдать объект в концессию, но концессионера в течении 1,5 года так и не нашли. Поскольку у нас прекрасные финансовые показатели, сейчас принято решение потратить 100 млн грн на достройку этого паркинга. Мы корректируем проект, поскольку нет необходимости запускать паркинг полностью. Запустим одно крыло, которое даст 1 000 паркомест. Их хватит, чтобы обеспечить аэропорт паркоместами в пиковые часы работы. Надеемся ввести его в эксплуатацию к концу лета 2017 года.
О ценах на парковку
Сейчас в аэропорту масса парковок разбросанных по разным местам. По мере отдаленности парковки от терминала рассчитана стоимость стоянки. Например, небольшой паркинг возле терминала D самый дорогой – 30 грн час. Он предназначен для краткосрочной стоянки. Через 20 метров стоянка, с тарифом – 20 грн в час. Дальше есть стоянки с ценой до 5 грн в час и 30 грн в сутки, в зависимости от удаленности от терминала. Такой цены нет ни в одном аэропорту мира. В Европе паркинг стоит 4 евро в час и не меньше, чем 25 евро в сутки.
О воровстве багажа
Это болезнь всех мировых аэропортов – не только Борисполя. Мы работаем над тем, чтоб эффективнее выявлять воров среди персонала. Они здесь виртуозы своего дела – с 10-летним стажем. С ними очень тяжело бороться, если эту борьбу не поддерживает пассажир. Три месяца назад мы ввели новую инициативу в аэропорту – единое окно для пострадавших от воровства в Борисполе. Создали единый телефон для обращений. Любым удобным способом (в том числе и через интернет-мессенджеры) можно сделать заявление о краже и облегчить нам расследование. Но сделать это нужно сразу, а не через две недели – по возвращению из отпуска. Тогда мы возможно сможем в ту же смену поймать вора “на горячем” и вернуть вещи. У нас два детектива, работают только над расследованием краж багажа. За 3 месяца мы установили 6 случаев кражи – три из которых закончились возвращением пассажиру вещей. Шесть человек уволены с предприятия. Мы чистим свои ряды, но это долгий процесс. Обращаюсь к пассажирам: улетая из аэропорта, сфотографируйте объявление, которое висит на каждой стойке регистрации и, если обнаружена кража, обращайтесь в аэропорт.
Как избежать воровства? Дорогой способ – обмотать багаж в пленку в аэропорту. Дешевый – сделать то же самое, но дома. Это увеличит время вскрытия багажа для вора и скорее всего багаж останется нетронутым.
Кофе по 50 грн идешь пить?
Мы сами себе не хозяева. В области неавиационных доходов у нас больших достижений нет. Вся аренда в аэропорту Борисполь обеспечивается Фондом госимущества (ФГИ) и пассажиров обслуживают именно эти компании. С аэропортом у них единственный договор – об оплате коммунальных услуг. К сожалению, мы не влияем ни на ценовую политику этих компаний, ни на то, какие компании заходят на рынок обслуживания пассажиров. 70% от аренды идет в Фонд госимущества и только 30% – предприятию. Самое большее что мы можем сделать – написать письмо в ГФС.
Будет ли Макдоналдс в аэропорту
Мы ничего не имеем против. Для этого компания должна участвовать в конкурсе ФГИ на аренду помещений в аэропорту Борисполь. Добро пожаловать. Но я думаю они не будут этим заниматься – они работают, как правило, в купленных помещениях, а не арендных.
О расширении мощностей
Мы создали пассажирский хаб – 30% пассажиров транзитные. Это приносит высокие доходы с богатых заграничных рынков. Следующий вопрос – создание грузового хаба. Мы обрабатываем сегодня 80 тонн грузов в сутки – это в сотни рах меньше, чем в любом европейском хабе. Такие низкие цифры связаны с низкой покупательной способностью украинцев. Авиагрузы очень дорогие в транспортировке – это премиум-сегмент, который в Украине имеет ограниченный спрос и растет медленно. У нас перевозка грузов в 2016 году увеличились на 17%. Но этот рост не влияет на наши показатели – это меньше 2% от общих доходов. Поэтому сегодня нам нет смысла вкладывать большие деньги в развитие обработки внутренних грузов.
Грузовой хаб для нас очень перспективен. Потому что Борисполь находится на стыке перелетов между Азией и Европой. За счет базового перевозчика у нас широкая сеть разлета по всем столицам Европы и есть сеть трансконтинентальных рейсов в Азию. Мы можем быть аэропортом, где будет происходить пересортировка грузов для Европы. Планируем выйти с презентацией инвестиционного проекта во второй летной зоне, и предлагаем крупным мировым экспедиторам вкладывать в место в Борисполе для обработки грузов.
Когда придут лоукосты
Дешевые перелеты – любимая тема наших пассажиров. Ни один аэропорт не генерируют пассажиропотоки – это делают авиакомпании. В авиации много мифов связанных с дешевыми перелетами. Например, многие считают, что если открыть небо, к нам сразу полетят зарубежные авиакомпании. Тоже самое, по их мнению, произойдет с отменой виз в Европу. Оба из этих утверждений частично справедливы. Но определяющим для любой авиакомпании является пассажиропоток. Он определяется покупательной способностью населения. 1% увеличения ВВП страны дает порядка 4% увеличения пассажиропотока.
В Борисполе нет лоукост компаний. Их практически не осталось и в Украине. Что сделать, чтобы бюджетные компании появились? Должна быть госпрограмма, или программа местного самоуправления, в тех регионах, которые заинтересованы в развитии околоавиационного бизнеса. Так работает система во всем мире.
Но в ближайшие год-два я не вижу перспективы появления в Украине лоукостов.
Монополия Skybus
Мы не регулируем рынок авто и автобусных перевозок. Сегодня подписан договор между аэропортом Борисполь и двумя компаниями, осуществляющих регулярные рейсы. У них есть все разрешительные документы. Как только к нам обратиться еще одна или несколько компаний, у которых будут все необходимые документы от города Киева, мы с радостью заключим с договор. Для нас чем больше компаний, тем лучше.
Как гранитная плита упала на голову
Это крайне неприятная ситуация для аэропорта Борисполь (утром 2 августа в терминале D аэропорта Борисполь на пассажирку рейса МАУ упала гранитная плита во время спуска для посадки в автобус, – ред.). Слава богу, она не нанесла серьезных повреждений пассажиру. Мы оказали всю возможную помощь, поселили в гостинице аэропорта. Это не уменьшает нашей вины перед пассажиром. Виновником, того что плита сорвалась, является строительная компания, с которой мы сейчас судимся и надеемся, что и пассажир сможет получить компенсацию от страховой компании за нанесенный ущерб.
Что будет с неработающими терминалами
На территории аэропорта Борисполь находится пять терминалов, из которых на постоянной основе действует один. Терминал В мы планируем использовать на следующей неделе в качестве дополнительного, для приема участников хасидской программы. Терминал F строился во время строительства терминала D, как дополнительный, или резервный. Сегодня мы его не планируем использовать. Терминал D видит максимальную загрузку только в утренние полтора часа, а средняя среднесуточная загрузка до 50%. У него есть еще значительные резервы. В будущем терминал F может быть терминалом для отдельных чартерно-лоукостных программ. Но только если это будет носить массовый характер.
Хамы в аэропорту
В Борисполе работает 4 000 человек. Но не весь персонал, который вы видите в Борисполе, – это сотрудники аэропорта. Еще есть таможенники, пограничники, сотрудники хендинговых компаний, авиакомпаний и т.д. Это не наш персонал – мы на него не можем влиять. 100% наш персонал – это сотрудники авиабезопасности.
К сожалению, еще с советских времен мы вежливости особо не обучены. Но мы работаем, чтобы улучшить ситуацию, проводим инструктаж. На входе в терминал D над всеми стойками висят микрофоны, которые записывают аудио, чтобы выборочно проверять, насколько наши работники вежливы с пассажирами. Мы обязаны любить того, кто за все платит. А за все платит – пассажир. Я также прошу обращаться в администрацию и делиться случаями неудовлетворенности от обслуживания в аэропорту – мы реагируем на все жалобы.
Напомним, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) уже давно ищет нового руководителя для аэропорта Борисполь. “Процесс запущен! Уже на следующей неделе комиссии разработают, а Номинационный комитет утвердит требования к кандидатам. Комиссия проработает документы и презентации, а также проведет собеседования с потенциальными CEO”, – сообщила первый заместитель Минэкономразвития Юлия Ковалив в августе на своей странице в Facebook. По ее словам, к презентации будут допущены до 5 финалистов на каждую вакансию.
В июле министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщал, что Кабинет министров Украины принял решение объявить новый конкурс на должность руководителя Международного аэропорта Борисполь. “Буду прилагать все усилия, чтобы он состоялся как можно быстрее”, – отмечал Омелян.
Ранее номинационный комитет выбрал Юрия Солончука кандидатом на должность гендиректора МА Борисполь, но Кабмин отклонил его кандидатуру. По словам главы Минэкономразвития Степана Кубива, против кандидатуры Солончука проголосовали независимые члены комитета. Евгений Дыхне не раз заявлял, что будет участвовать в новом конкурсе на руководителя Борисполя.