Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подвергся жесткой критике в немецких СМИ после своей поездки в Екатеринбург и выступления перед студентами Уральского государственного университета. В самом деле, Штайнмайер описал российскую оккупацию Крыма как некий "набор сигналов", который было трудно понять Западу. И первым из этих сигналов Штайнмайер назвал появление "сил самообороны" Крыма.
Немецкий таблоид Bild резонно напомнил Штайнмайеру и другим доброжелателям путинского режима в Европе, что ни у кого не было сомнений с самого первого дня: речь идет о нападении России на суверенное государство. И только сами западные политики могли решать, воспринимают ли они это нападение как агрессию или как “сигнал”.
Ведь если следовать логике Штайнмайера, то и нападение Гитлера на Польшу можно было воспринять как один из “сигналов”. Просто Великобритания и Франция, лидерам которой уже удавалось перед этим договориться с фюрером на весьма результативных переговорах в Мюнхене, неправильно этот сигнал расценили.
Или же такая трактовка событий будет оскорблением памяти тех немецких социал-демократов, которые отдали свои жизни в борьбе с нацистским режимом? Так немецкий социал-демократ Штайнмайер вместе с другим социал-демократом Зигмаром Габриэлем и прочими лидерами СДПГ только этим оскорблением в последние годы и занимается. И ничего, никакого беспокойства нет.
Тут интересно другое – почему это подробностями российских откровений Штайнмайера так заинтересовались в Германии? Ведь министр и ранее позволял себе возмутительные заявления, фактические ставящие под сомнение внешнеполитический курс канцлера Ангелы Меркель и те ценности, на которых базируется и современная Германия, и современная Европа. И так жестко и много о его заявлениях не писали.
А потому, что фактически Германия перемещается в период предвыборной борьбы, в рамках которой все обязательства партнеров по “большой коалиции” будут восприниматься весьма условно. Ведь на самом деле ХДС Меркель и СДПГ Штайнмайера и Габриэля – скорее друзья по несчастью, чем партнеры. Они вынуждены работать вместе, но сделают все, чтобы эта работа поскорее прекратилась.
И поэтому пророссийская риторика Штайнмайера и других лидеров СДПГ со временем станет все более откровенной – и для того, чтобы “отстроиться” от ХДС, и для того, чтобы открыть себе путь для создания какой-нибудь новой коалиции в будущем парламенте ФРГ. Ну, например, с Левой партией – этой группировкой откровенных фанатов Путина. Скажете, невозможно? Но многое в Европе еще вчера было невозможным – а сегодня становится реальностью.
Но и немецкие СМИ будут все жестче и серьезнее воспринимать выступления своих политиков – потому что последствия этих выступлений в случае прихода СДПГ к власти в качестве главного коалиционного партнера не заставят себя ждать. Именно поэтому нам не стоит делать вид, что эскапады Штайнмайера нас не касаются.