Непостоянность Эрдогана очевидна и не может не настораживать.
Итак, переворот в Турции подавлен. Подавлен так же стремительно, как и начался. И теперь настало время подвести итог. Причем итог не под общей какофонией хаотичных событий прошедшей ночи, а относительно того, как подобного рода событие повлияло бы и повлияет на отношения Украины и Турции.
Эрдоган – политик непредсказуемый. Он без зазрения может кичиться сбитым российским самолетом и тут же, неожиданно, пожимать руку Путину. Непредсказуемость Эрдогана заключается в том, что действует он согласно лишь одному ему известному плану, и турецкий интерес в этом плане превалирующий. А потому по пути с Украиной Турции Эрдогана будет ровно настолько, насколько этому моменту будет уделено времени в расписании осуществления данного плана.
Слышал много версий причин данного переворота, среди которых то, что катализатором стала “мировая” Турции и России. На мой взгляд, катализатором стало то, что Эрдоган за время своего правления приложил максимум усилий дабы поставить крест на светском обществе. Реализуя свою пан-тюркскую концепцию, он насаждал радикализм, причем попирая основные демократические символы, такие как свобода слова… Парадоксально, но в какой-то мере Эрдогана спасло именно то, с чем он боролся на протяжении всего это времени – интернет, социальные сети и СМИ.
Конечно, народ поддержал своего президента, но этой поддержкой была поставлена точка на демократии. Почему? Да потому, что теперь у Эрдогана будут развязаны руки, дабы завершить чистки в армии и поставить на освободившиеся места радикально настроенный генералитет. Не исключено, что и прессинг тех самых медиа, что его спасли, усилится, во благо спокойствия и стабильности Турции. И, опять же, данные действия также будут одобрены.
В итоге, что мы имеем? Весьма неоднозначную ситуацию, когда страна, наш союзник, являющаяся таковой до определенного часа “Ч”, стремительно окунётся в радикализм, хороня то, что её отличало от большей части исламского мира – светскую идентичность. Выгодно ли это Украине? Скорее “нет” чем “да”, ведь у стран нет друзей, есть союзники, а союзник – это явление непостоянное. Непостоянность Эрдогана очевидна и не может не настораживать.