Испорченные отношения Великобритании и ЕС негативно отразятся на положении Североатлантического альянса
Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что главным результатом “брексита” стала пугающая неопределенность. Однако неопределенность политическая, экономическая и финансовая – ничто по сравнению с неопределенностью в сфере безопасности, тем более когда речь идет об одном из ключевых государств-членов НАТО.
Испорченные отношения Великобритании и ЕС негативно отразятся на положении Североатлантического альянса, об этом говорили многие высокопоставленные лидеры в Европе и НАТО, военнослужащие и эксперты. Даже генеральный секретарь Йенс Столтенберг еще зимой дипломатично заявил, что альянс предпочел бы, чтобы Британия осталась в ЕС.
Кроме того, эксперты опасаются, что экономические последствия “брексита” могут потенциально привести к сокращению военных расходов Лондона, что, вероятно, отразится на положении НАТО в Европе.
В НАТО и в крупнейшем государстве-участнике альянса США утверждают, что сильный и крепкий Европейский Союз чрезвычайно важен для них. Однако ЕС переживает сильнейший политический кризис, а в самом блоке НАТО давно сетуют на то, что европейские страны не спешат тратить на оборону необходимые средства.
Наконец, шотландские политики вновь поднимают вопрос об отделении от Соединенного Королевства, что не может не сказаться на его обороноспособности – в этом британском регионе размещены ключевые военные объекты, переносить которые на английскую территорию очень дорого и сложно.
Треугольник проблем
В понедельник госсекретарь США Джон Керри встретился с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. “После того как Великобритания решила покинуть Евросоюз, я думаю, блок НАТО стал еще более важной платформой для сотрудничества между Европой и Северной Америкой, а также для кооперации в области обороны и безопасности между европейскими членами альянса”, – сказал после встречи Столтенберг.
Однако публичные заявления лидеров прикрывают совсем непростую ситуацию, которая сложилась в отношениях двух союзов – Европейского и Североатлантического – после британского референдума.
“Теперь всё будет намного сложнее. НАТО рассчитывала на плотную совместную работу с сильным Европейским Союзом, но никак не на роль запасного аэродрома для слабого и разобщенного блока”, – цитирует агентство Рейтер слова высокопоставленного западного военного чиновника, который непосредственно участвует в организации сотрудничества между ЕС и альянсом.
В треугольнике ЕС-НАТО-Великобритания, как отмечают эксперты, меньше всего сложностей, пожалуй, в связке Британия-НАТО. Как рассказал Русской службе Би-би-си научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс в Канаде Максим Старчак, Британия останется ведущим членом альянса.
“Великобритания – ответственный член НАТО, активно участвующий в выработке всех направлений деятельности альянса и выполняющий рекомендацию блока тратить на оборону 2% ВВП. На отношениях ЕС и НАТО это также не скажется. Обе структуры долгое время выстраивают партнерские отношения, повышают взаимодействие в рамках своих зарубежных миссий в конфликтных регионах. Не члены ЕС – такие как Канада, Турция, США и другие страны, которые входят в состав НАТО, – участвуют во всех заседаниях НАТО-ЕС. Великобритания легко впишется в эту формулу. А значит, выход одной страны из ЕС не пошатнет ни систему европейской безопасности, ни связку ЕС-НАТО. Скорее наоборот, это станет стимулом как для руководства НАТО, так, возможно, и для нового руководства Великобритании к активизации партнерских связей НАТО с ЕС”, – сказал он.
Другие эксперты отмечают, что британская армия после ряда сокращений не способна самостоятельно проводить крупные операции и может действовать, как и другие европейские страны, только в составе альянса.
Важный партнер
Безопасность Европы обеспечивает преимущественно НАТО, однако объединенные европейские силы EUFOR провели много военных операций, например, в Боснии-Герцеговине или ДРК. Некоторые операции, такие как борьба с пиратством у Африканского Рога, продолжаются до сих пор (причем командование размещается в английском графстве Хартфордшир).
Евросоюз координирует развитие и взаимодействие вооруженных сил стран-членов, однако процесс более тесной интеграции тормозится, и не в последнюю очередь из-за позиции Великобритании.
В двусторонних отношениях Британии с Евросоюзом сложностей очень много. “Никто не хочет, чтобы его солдатами командовали из Брюсселя”, – так сказал еще перед референдумом в интервью Рейтер министр обороны Великобритании Майкл Феллон, и эти слова вполне отражают скептицизм, с которым многие британские военные смотрят на коллег из Евросоюза.
Британия несет на себе около четверти совокупных европейских расходов на оборону и оплачивает примерно 15% всех военных операций, которые проводят европейские вооруженные силы. Британия является одной из двух стран в Европе, обладающих ядерным оружием (наряду с Францией). Соответственно, Евросоюз с выходом из него Великобритании лишится одного из сильнейших в военном плане государств.
Но с другой стороны, как отмечают эксперты, британцы сдерживают военную интеграцию европейских стран. В статье, опубликованной в четверг в итальянской газете Mattino, военный эксперт Джанандреа Джаяни пишет, что отношения ЕС и Великобритании полны нюансов и Лондон подвергается критике за то, что противится созданию полноценных европейских вооруженных сил, делая ставку на отношения с НАТО и США.
“Брексит” позволит отрегулировать существующие механизмы европейских партнеров по интеграции их вооруженных сил. Кроме того, они смогут лучше обмениваться информацией в ходе противодействия таким вызовам, как, например, терроризм, не оглядываясь на Лондон с его бездействием или даже сопротивлением”, – пишет эксперт.
Во вторник на саммите Евросоюза, на котором присутствовал и Столтенберг, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини представила новую европейскую стратегию безопасности, которая предусматривает более тесное сотрудничество в Европе, прежде всего – военное. Стратегия включает в себя также вопросы финансирования, обмена разведданными и многое другое.
Столтенберг, с одной стороны, приветствовал это движение по укреплению военного потенциала ЕС, поскольку НАТО неоднократно упрекало европейцев в слишком легкомысленном отношении к безопасности, а с другой – заметил, что хорошо бы избежать дублирования структур, которые уже созданы в рамках НАТО.
Однако проблема может таиться не только в сложностях отношений ЕС и Британии (тем более что ответственность за безопасность на континенте лежит скорей на НАТО), а в возможной экономической и, как следствие, военной слабости Лондона.
Оборона и экономика
Британия как член НАТО несет на себе значительную часть бремени расходов на оборону, но что будет, если у нее не хватит на это сил?
“Великобритания может стать меньше и слабее. И если это произойдет, интересно, сможет ли она поддерживать расходы на оборону и будет ли ее военная мощь ориентирована на глобальные задачи. Именно это нас больше всего беспокоит в связи с выходом страны из ЕС. Великобритания – самый сильный партнер США в ЕС”, – сказал американский дипломат Николас Бёрнс журналистам в понедельник в НАТО.
“Брексит”, как считают банкиры, обернется серьезными потерями для британской экономики. В банке Citi обещали радикально пересмотреть прогнозы по росту ВВП Великобритании и ЕС на ближайшие три года.
Goldman Sachs, как пишет Рейтер, сообщил клиентам, что Британию и вовсе в течение года ждет рецессия. Рейтинговые агентства Standard and Poor’s и Fitch уже понизили кредитные рейтинги Соединенного Королевства.
При этом правительство находится на стадии принятия решения по целому ряду крупных оборонных заказов – таких, например, как программа замены четырех стареющих стратегических атомных субмарин. Стоимость программы составляет примерно 167 миллиардов долларов. На авиасалоне в Фарнборо, который откроется через 11 дней, как ожидается, будут подписаны крупные контракты на поставки морских патрульных самолетов P-8 и ударных вертолетов AH-64E.
Однако плановые расходы на оборону – это еще не все. Могут возникнуть и внеплановые.
“Брексит” вернул в повестку дня вопрос о возможном выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства. В 2014 году такой референдум закончился ничем, но если будет предпринята вторая попытка (тем более если она увенчается успехом), то это обернется большой головной болью для министерств обороны и финансов.
Дело в том, что на западном побережье Шотландии расположена база субмарин Фаслейн. В соседней бухте Лох Лонг находится хранилище ядерных боеголовок. Если шотландцы действительно соберутся выходить из состава Великобритании, то Лондону придется потратить миллиарды на перемещение этих и других военных объектов на территорию Англии.
Три года назад, во время подготовки к референдуму, эксперты подсчитали, что строительство новой базы в Англии или Уэльсе стоило бы минимум 20 миллиардов фунтов и заняло бы 20 лет.
Прогнозировать, насколько в ближайшие годы может быть урезан британский военный бюджет, сейчас очень сложно. Министр финансов Джордж Осборн говорил, что в результате расходы на оборону могут сократиться на 1-1,5 миллиарда фунтов.
При этом он особо отметил, что, даже если правительству удастся сохранить военные траты на уровне 2% ВВП, в результате сокращения самого ВВП реальные траты тоже снизятся.