В среду, 15 июня, стало известно, что к внеплановой проверке войск, объявленной накануне в России, будут привлечены граждане, находящиеся в запасе.
Проверка продлится до 22 июня. Эти приготовления встревожили секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова, который заявил, что Россия создает мощные ударные кулаки для вторжения на территорию Украины. С чем связаны военные приготовления российской стороны и что это может означать в контексте продолжающейся агрессии РФ на Донбассе, поясняет «Апострофу» российский военный обозреватель Александр Гольц.
Это очень, на мой взгляд, важное событие, которое о многом говорит. Показательно, что отработка мобилизационных мероприятий в России происходит во всех четырех округах. То есть – она охватывает всю страну. Если иметь в виду, что параллельно идет выдвижение командных пунктов управления, то фактически – это отработка всеобщей мобилизации в угрожаемый период. То есть – демонстрация готовности России к большой войне.
Это, конечно же, связано с предстоящим саммитом НАТО (пройдет в Варшаве 8-9 июля, – “Апостроф”). Мы видим многочисленные заявления, сделанные в преддверие проведения саммита. Прошла встреча министров иностранных дел, завершается встреча министров обороны стран НАТО. На них уже окончательно сверяют часы относительно тех документов, которые будут одобрены.
И в данном случае не столько Украина важна (на саммите планируется рассмотреть вопросы расширения поддержки Украины со стороны НАТО, – “Апостроф”), сколько решения, которые означают военное сдерживание России. И как раз ответом (со стороны России) на это является демонстрация мобилизационной готовности. Причем сколько человек будет задействовано – никто не знает. Это самый интересный вопрос, насколько масштабной является эта проверка.
Что касается Украины, то для нее эти действия России, на мой взгляд, ничего не означают. Я все-таки остаюсь при своем мнении, что Россия сейчас настроена и до сих пор рассчитывает на то, что за счет выполнения некоторой части Минских соглашений ей удастся каким-то образом выйти из международной изоляции, решить проблему с санкциями. Сейчас российская политика направлена на это. Не похоже, что Россия готова это все решительно перечеркнуть, начав новые военные действия. Мне так не кажется.
Если говорить об учениях в России в качестве ответа на учения НАТО, которые проходят сегодня… Это абсолютно разные учения. То, что делает сейчас НАТО – вот эта Anaconda, Baltops и так далее, они вернулись к старым сценариям эпохи “холодной войны”. Смысл этих учений НАТО – это быстрая переброска войск в район возможного конфликта. Кошмаром НАТОвцев в предыдущую “холодную войну” – были советские танковые дивизии, которые из Восточной Германии ударят по Западной Германии. И все стратегические маневры НАТО заключались, в общем-то, в отработке переброски войск из Америки на театр военных действий, которым была Германия. Сейчас точно так же происходит, масштабы, конечно, другие – меньше, фактически, в 10 раз. Но смысл тот же самый. Переброска резервов из Германии на новый театр военных действий, которым станет Балтика.
А Россия отрабатывает классическую историю всеобщей мобилизации в угрожаемый период. Это демонстрация готовности воевать.