России нужен Китай, поскольку отношения с Европой не клеятся, и Китай в связи с этим оказался в непростой ситуации, пишет в статье на сайте Die Zeit эксперт немецкого Фонда имени Кёрбера Янка Ортель.
Отношения между Россией и Европой значительно ухудшились, когда разразился украинский кризис. «С этого момента Москва начала активные поиски путей сближения с Азией», — отмечает Ортель. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая недавно на международной конференции «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений», заявил, что торговый оборот с Китаем к 2020 году планируется удвоить, доведя до 200 млрд долларов. В этом месяце ожидается визит президента Путина в Пекин.
Однако, по мнению экспертов, новая азиатская стратегия Москвы может потерпеть экономическое фиаско. Некоторые наблюдатели, в том числе специалисты Института Китая Merics в Берлине, советуют европейским политикам извлечь выгоду из этой ситуации и сблизиться с Китаем, чтобы усилить давление на Россию.
Шансы Москвы на экономический успех «призрачны», считает автор, но «два аспекта сомнений не вызывают». «Во-первых, по ту сторону всех дипломатических противоречий с Западом для России имеет смысл обратить внимание на динамично развивающиеся азиатские экономики и диверсифицировать свой экспорт. Во-вторых, — пишет Ортель, — тот факт, что о мнимом альянсе между Россией и Китаем говорят, уже становится политическим успехом России на фоне стратегии изоляции, которой придерживается Запад».
Что касается самого Китая, то для него новый этап отношений с Россией, с одной стороны, сулит преимущества: Москва идет на уступки в крупной газовой сделке, поддерживает проект «Шелковый путь» (связывающий Китай с рынками Европы и Ближнего Востока. — Прим. ред.), к которому до крымского кризиса Кремль относился весьма сдержанно. С другой, замечает автор, китайское руководство не заинтересовано в слишком активном сближении с Россией. Европейский рынок является для Пекина приоритетным.
Китайскому руководству слишком хорошо знакомы те проблемы, с которыми сегодня сталкивается Россия: как в политике, так и в экономике. «Оба государства находятся в непростой экономической ситуации. Их экономики сталкиваются со структурными проблемами: недостаточная модернизация государственных компаний, коррупция, отсутствие инновационного потенциала — лишь немногие из бед. Ни Москва, ни Пекин не могут позволить себе слабости и мечтают вырваться из сложившегося положения».
На деле, пишет Янка Ортель, тот же «Шелковый путь» конкурирует с евразийской концепцией России.
«Многое указывает на то, что Пекин запасся «планом B» на случай, если Россия не слишком быстро оправится от экономического кризиса и по-прежнему останется в политической изоляции. С прагматической точки зрения это означает, что могут найтись маршруты в рамках «Шелкового пути», которые пойдут в обход России», — говорится в статье. Первыми признаками подобного плана автор статьи считает интенсификацию контактов между Пекином и Тегераном.
Кроме того, отмечает эксперт, в вопросах оборонной политики Евразия представляет собой весьма уязвимый регион. В будущем Китай может быть втянут в конфликты, участия в которых сегодня избегает всеми силами. «Разобщенность интересов Китая и России в этой области тоже может стать очевидной», — констатирует Ортель.
«Китаю Запад нужен больше России. Тем не менее, он вынужден поддерживать хорошие отношения с соседом и не пугать Россию возможной изоляцией. (…) Китай мастерски владеет приемами закулисного дипломатического лавирования, однако в перспективе ему все же придется более четко обозначить свою позицию, — подытоживает автор. — Это покажет, возможно ли возвращение Китая в число великих держав».