Порто-франко - это мягкая форма сепаратизма, кремлевский план "Б" для Одессы, на который брошены средства и ресурсы и который вполне может быть реализован.
Вчера одесский телеканал “Репортёр”, который известно из чьих рук кормится, рьяно и самоотверженно продвигал идею “порто-франко” в рамках “типа” ток-шоу “Особое мнение”. При этом основной нарратив, посылаемый с экрана, заключался в том, что все противники свободной экономической зоны, мягко говоря, обладают низким интеллектом и не понимают всей прелести благ “порто-франко”. Жесткой и бескомпромиссной критики так и не прозвучало… да и не могло её прозвучать на “Репортере”, как-никак обсуждался проект Кивалова.
Что же до самого порто-франко то два месяца назад я по этому поводу уже высказывался и повторюсь…
Одесса, и два года спустя после событий 2 мая 2014 г., остается одним из наиболее нестабильных регионов Украины, к которому внимание агентов Кремля приковано неустанно, пристально, а проявление сепаратизма перешло из агрессивно-активной формы в латентную, что не менее опасно. И одним из подобных элементов проявления сепаратизма является неустанно раскручиваемая тема особой экономической зоны «порто-франко».
Что более всего удручает в складывающейся ситуации, так это то, что на фоне того, как сама идея «порто-франко» старательно развивается её создателями и даже активно пиарится, в противовес этому не оказывается абсолютно никакой информационной работы. То есть, идеи Сергея Кивалова, Вадима Рабиновича, Николая Скорика, а точнее не их, а порученные им в исполнение кремлевскими кураторами, имеют куда большую информационную поддержку, чем раскрытие для одесситов истинного значения порто-франко.
Что же, в таком случае стоит расставить окончательно и бесповоротно все точки над «і» в данном вопросе, и для этого рассмотрим два периода развития порто-франко – имперский и современный.
Имперский период
В период Российской Империи режим порт-франко не был уникален, и на её территории не одна лишь Одесса получала подобные привилегии, а потому, когда кто-либо в политических целях говорит об уникальности данной системы, тот нагло и бесстыдно лжет. Хотя этим людям лгать не впервой… Но продолжим.
Порто-франко впервые возникло в Феодосии и просуществовало с 1798 по 1799 года. Затем, в хронологическом порядке, режим свободного порта, обусловленный беспошлинным ввозом и вывозом товаров, вводился в Одессе с 1819 по 1858гг, во Владивостоке с 1861 по 1909 гг, в Батуме с 1878 по 1886 гг и даже в устьях Оби и Енисея с 1870 по 1879.
Но, как мы видим, казалось бы, при всех рекламируемых преимуществах «порто-франко» данный режим всегда имел конечный срок. То есть, уже один этот факт должен натолкнуть на мысль, что, если режим свободного порта – это манна небесная, процветание и небо в бриллиантах, то почему он в некоторых городах просуществовал не более года?
Недостатки порто-франко Российской Империи
В большинстве случаев промышленный сектор того города или же региона, который оказывался под действием режима свободного порта, попадал в весьма непростую ситуацию по отношению к государству, ведь для вывоза товаров за пределы города-области они облагались такими же налогами, как и иностранные. Разумеется, иностранные товары пользовались куда большим спросом, чем отечественные, а потому местное производство в зоне порто-франко медленно, но уверенно умирало.
Государство в зоне порто-франко не имело возможности контролировать товарооборот, что приводило к росту контрабанды, а отсутствие централизованного учета способствовало росту коррупции. В частности, к 1858 году, закату порто-франко в Одессе, Российская Империя несла убытки от негативных факторов данного режима почти в полмиллиона рублей!
Стоит отметить также негативный фактор в виде резкого роста такого явления, нынче известного как рейдерство. После того, как свободная земля в зоне порто-франко закончилась, более влиятельные предприниматели стали вытеснять конкурентов с меньшими связями и, грубо говоря, не имеющих надежной крыши, о чем свидетельствуют множественные выписки в городском архиве о криминогенной обстановке в Одессе того периода. Со временем земля в зоне стала непомерно дорогой и была сконцентрирована в руках определенных групп, а свободная конкуренция задушена в зачатке.
Порто-франко в Одессе просуществовало дольше остальных своих аналогов не потому, что оно было успешным, как это преподносят глашатаи идеи – проблемы очевидны и вырисовались с первых же дней существования «свободного порта». Дело в том, что данный режим в городе курировал непосредственно князь Воронцов, который был заинтересован в таможенной свободе Одессы и благодаря которому он продлился десятилетия… Думаю, про профит князя говорить не стоит?
Современный период порто-франко
Учитывая все вышеизложенные минусы, порто-франко в современной интерпретации несет еще большую угрозу и опасность для региона.
Прежде всего, если в период Российской Империи речь шла в основном о заинтересованности определенных лиц в потоках контрабанды и прибыли с коррупционных схем, то на сегодняшний день мы имеем угрозу сепаратистского проявления в области. Да, согласно идеям все тех же Кивалова, Рабиновича и Скорика, таможенная свобода будет не в рамках порта и припортовой зоны или даже города, а в границах всей области, что явно является аналогом «народной республики».
Режим свободного порта позволит не только осуществлять неконтролируемые грузоперевозки через Одессу, в число которых совершенно свободно могут входить как оружие, так и и наркотики, торговля людьми, незаконная миграция, но и открыть границу с Приднестровьем, также обеспечив доступ в регион как представителей пророссийских взглядов из непризнанной республики, так и непосредственно агентов РФ и, разумеется, – поток оружия.
Что же до экономической выгоды, то с оглядкой на исторический опыт можно не только ожидать смерть одесской промышленности, которая не сможет конкурировать с иностранными аналогами и будет находиться в такой же ценовой категории для покупателей по всей Украине, но и спрогнозировать неконтролируемый рост цен на недвижимость. Однако, если кто-то надеется выручить в будущем за ржавый гараж вблизи порта баснословную сумму и до конца жизни пировать в киевском новострое, то он глубоко ошибается, поскольку за ростом цен на недвижимость придут и жесткие времена вытеснения неугодных из лакомых участков.
В действительности, порто-франко – это мягкая форма сепаратизма, кремлевский план “Б” для Одессы, на который брошены средства и ресурсы, и который вполне может быть реализован. А за тот период, пока область будет скатываться в бездну очередной «республики», заинтересованные лица выжмут из криминальной составляющей режима по максимуму. Однако одесситы до конца не осознают всю суть и пагубность данного режима для города, при этом объяснить им, окончательно расставить все точи над «і», никто не утруждается.