Намедни главным источником новостей на энергетическом плацдарме стала Саудовская Аравия. Причём новости, исходившие из Эр-Рияда, с одной стороны, были ожидаемы, с другой настораживали и заставляли задуматься над происходящими процессами в несколько ином ракурсе, нежели обычно.
Прежде всего, стоит сказать о новостях с месторождения Шейба, на котором саудовская нефтяная компания Aramco увеличила добычу на 250 тыс. баррелей в день, что позволило теперь выкачивать из его недр 1 млн. б/д. Если взглянуть на данное сообщение под привычным углом, то ничего необычного в нем не видится. Просто Саудовская Аравия плевать хотела на все попытки разного рода бензоколонок притормозить добычу и идет по проторенной дорожке, компенсируя дефицит бюджета от падения цен на нефть увеличением её добычи.
Однако одновременно с известием из Шейбы пришли и другие новости, которые и перевернули восприятие событий.
Так, намедни саудиты утвердили план экономических реформ Saudi Vision 2030 по переходу королевства от мировой нефтяной державы к статусу глобального инвестиционного игрока.
Так что же такое этот Saudi Vision 2030?
Стратегия диверсификации экономки СА в целом в пользу инвестиций, а не добычи «черного золота». Заключается она в создании суверенного фонда с капиталом в $2 трлн, который будет сформирован за счет приватизации и продажи 5% саудовского гиганта Aramco.
Согласно данной стратегии, уже к 2020 году Саудовская Аравия избавится от нефтяной зависимости, а к 2030 станет глобальным инвестиционным игроком.
И вот в свете данных событий создается впечатление, что сейчас Эр-Рияду абсолютно плевать на то, что происходит на нефтяном рынке. Заглядывая далеко наперед, он не видит будущего своей страны исключительно в образе нефтедобывающего гиганта. Он не видит его уже к 2020 году! То есть, повышение добычи нефти не связано с конкуренцией, воздействием на Иран или чем-либо еще. Скорее всего, это лишь начальный этап реализации Saudi Vision 2030 – выкачка нефти в пользу наполнения будущего фонда.
Если это действительно так, стоит вспомнить недавнее заявление заместителя наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана о возможности королевства в кротчайшие сроки, а именно, в течении полугода, нарастить добычу нефти еще на более чем 2 млн. б/д, благодаря чему объем добычи подскочит до 12,5 млн б/д.
И ведь доля рационализма в этой стратегии есть. Ведь если к 2020 году СА обеспечит свое будущее как инвестиционная держава, то в дальнейшем сможет не только замораживать, но и уменьшать добычу нефти. Да, добыча сырья может не быть её приоритетным направлением, но изменяя её объемы не в ущерб себе, Эр-Рияд сможет серьезно влиять на ценовые колебания, в то время как страны «без перспектив» развития в будущем могут оказаться на дне сырьевой бочки. Не забываем, что Минприроды РФ уже бьет тревогу, заявляя, что запасов нефти в России осталось на 28 лет, а с 2020 года количество месторождений будет уменьшаться.