За перипетиями последних событий вокруг Путина и России скрылась одна важная деталь – стала очевидна международная изоляция российского диктатора и главы страны, из которой исходит угроза для соседей.
Последняя зарубежная поездка Путина состоялась 30 ноября 2015 года в Париж для участия в работе 21-й Конференции стран-участниц Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата и 11-го Совещания сторон Киотского протокола. Правда, 25 февраля он слетал в Минск, принял участие в заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Беларуси. Но, как напоминает сам Путин, Россия и Беларусь – одно государство, пишет Олег Панфилов.
Владимир Путин повторяет историю первых десятилетий советской власти, когда первые вожди самоизолировались. Ленин после 1917 года ни разу не выезжал за границу, буквально понимая “железный занавес”, который был им создан в 1919 году. Сталин за границей был всего два раза – в 1943 году в Тегеране и в 1945 году – в Потсдаме. Были еще два “невыездных” лидера – Юрий Андропов и Константин Черненко, но они почти все время находились в кремлевской больнице. Путин в качестве президента с 2000 года совершил 202 рабочих, официальных и государственных визитов в разные страны, половина из которых были страны постсоветского пространства.
Если, к примеру, сравнивать количество и периодичность с зарубежными поездками Барака Обамы, то их меньше, чем у Путина, что может свидетельствовать о разном отношении к личным встречам с другими лидерами и их целесообразности. Первые годы поездок Путина в 2000-2002 годах было мало, как и в 2012-2013 годах. Статистика говорит о прошлых приоритетах Путина: в Беларусь он ездил 15 раз, в Казахстан и Украину – 14 раз в каждую, 12 раз – в Германию, в Италию, Китай и Францию – по 10 раз, в США – 6, Турция – 5 раз.
Статистика может пояснить и качество, и причины поездок: Беларусь – давняя любовь и потенциальная часть будущей новой империи, как и Казахстан, Украина при Януковиче – само собой, в Италии премьером был друг Берлускони, в Германии – бывший друг Меркель, в Китае идеологические сторонники с коммунистических времен, во Франции – самые лучшие социалисты в Европе. В США Путин ездил по необходимости, в Турции старался казаться партнером. За 16 лет Путин объездил все постсоветское пространство по несколько раз, уговаривая любить Кремль, как последние 200-300 лет, то есть, бояться.
Зарубежные поездки были частью культа личности Путина, особенно после того, как в 2002 году большую часть информационного пространства, прежде всего телевидение, он прибрал к кремлевским рукам. Каждая его поездка сопровождалась длительными репортажами, опытные операторы выискивали кадры и ракурсы, чтобы россияне могли прочувствовать весь пыл и жар, с которым мировые лидеры стремились припасть к руке Путина, чтобы засвидетельствовать почтение и уважение. Само собой, российские пропагандисты не показывали акции протеста, которыми встречали Путина в большинстве зарубежных поездок. К тому времени Путин уже успел начать войну в Чечне и поубивать тысячи чеченцев, при нем убили Анну Политковскую и Наташу Эстемирову, он начал войну в Грузии и поубивал полторы сотни грузин, потом война в Украине. А между этим убийство Александра Литвиненко и Бориса Немцова, Пола Хлебникова и Игоря Домникова, Сергея Магницкого и тысячи других преступлений во время правления Путина.
Многие поездки Путина последних лет сопровождались громкими акциями, а в последние 2-3 года не только в Европе и Америке, но и в, казалось бы, спокойной и пророссийской Армении. Теперь Путина, как и других российских официальных лиц, в Ереване встречали митинги и шествия, на которых уже не редкость – развивающиеся флаги Украины. И даже в Беларуси, ближайшем друге и партнере по воссозданию нового “совка”, люди периодически протестуют против российского вмешательства во внутренние дела. Единственная страна на постсоветском пространстве, в которой Путин никогда не был в качестве российского президента или премьер-министра, это – Грузия.
Конечно, поездки любого главы государства – это шаги или по урегулированию отношений, или по развитию дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Что может предложить нынешняя Россия соседям из ближнего и дальнего зарубежья? Примерно в равной степени – ничего. Путин 16 лет старался сколачивать остатки былого советского величия, кого шантажируя русскоязычным населением, кого военными базами, но СНГ превратилось в пустой звук, ОДКБ – в аморфную организацию, ЕврАзЭС за год – мертвое образование, которое скорее мертвое, чем полуживое.
В отношениях со странами дальнего зарубежья у Путина еще хуже: их с Россией ничего не связывало раньше и немногочисленные уступки, на которые шел Запад, это был всего лишь карт-бланш будущего. Как оказалось, у Путина будущего с Западом и другими странами не получилось. После войны в Грузии Запад насторожился, с началом войны на востоке Украине и аннексией Крыма всем стало понятно, что Россия ничем не отличается от той, окруженной колючей проволокой империи, которую создавали Ленин и Сталин. Все то же самое – войны и кровь, тысячи убитых и репрессированных. Теперь “железный занавес” начал создавать Запад, ограничивая отношения со страной агрессором. Из G7 Россию благополучно выперли, в G20 ее уже не ждут. Санкции стали не просто формальностью, но и той удавкой, которая сдавливает тщедушную шею российского империализма.
Запад, введением санкций дал понять Путину, что терпеть более не намерен. Кремль уже не спасает даже собственная пропаганда, сейчас работающая исключительно на российскую аудиторию и только с одной целью – как можно подольше сохранить власть Путина, какой бы она не была импотентной. На удивление, добивать Россию присоединились недавние партнеры, как их громко называл Путин, – Иран, Китай и Индия. Еще более огорчительно для Кремля повели себя Беларусь, решившая наладить отношения с ЕС, и Казахстан, отказавшийся прервать отношения с Украиной, к тому же недавно присоединившись к транскаспийскому транспортному коридору.
Если попытаться составить таблицу с перечнем действий против России и достигнутых результатов, то вслед за санкциями, сближением с ЕС и НАТО Украины, Грузии и Молдовы, удушением российской экономики, международная изоляция неожиданно стала первым свершившимся событием. Путин начал отказываться ездить, как недавно в США на саммит по ядерной безопасности. На своей итоговой пресс-конференции Барак Обама подчеркнул положительную роль России, хотя и выразил сожаление по поводу того, что в последнее время Владимир Путин, как он выразился, делает упор на укрепление военной мощи, а не на экономическое развитие страны.
Запад продолжает, как говорили в старину, цацкаться с Россией и Путиным, пытаясь лавировать между военным противостоянием и вечным поиском разума на одной седьмой земной суши. Никто не хочет воевать, полагая стрельбу и бомбежки крайним способом разрешения проблем. В отличие от Путина, который, напротив, тратит российский государственный бюджет на новые военные операции, полагая, как и последние 100 лет, что Россию не надо уважать, ее надо бояться. Остается только понять, что бояться страну, экономика которой привязана к доллару и зависит от цен на нефть и газ, уже никто не станет.
Путин сейчас похож на обиженного пацана из той самой ленинградской подворотни – у него отняли рогатку, дали пинка под зад и напоследок еще и пригрозили – будешь гадить дальше, останешься без штанов. И зачем тогда куда-нибудь ездить, если над тобой смеется весь мир?