Закончился первый квартал, и можно подвести промежуточные итоги нашей виртуальной инвестиционной деятельности с начала года
Как собственно и ожидалось, из скудного набора финансовых инструментов, доступных законопослушным украинским гражданам, на последнем месте оказалась инвестиция в индекс Украинской биржи, UX, потерявшей 20.3%. Если и дальше двигаться такими темпами, то к концу года от фондового рынка совсем ничего не останется. Хотя, скорее всего, его исчезновения никто и не заметит, кроме регулятора да горстки чудом выживающих торговцев.
Предпоследнее место заняла инвестиция в недвижимость, которая лишилась в гривневом эквиваленте 1.1%. Впрочем, несмотря на отрицательную динамику, украинские строители сохраняют оптимизм. Они строят не покладая рук, заливая бетоном скверы и детские площадки, тестируя мощности коллекторов, введенных в эксплуатацию еще в прошлом веке пленными немцами. Новые микрорайоны испытывают пропускную способность окружающих улиц, рассчитанных на одновременный проезд нескольких волг и жигулей, а заодно и терпение водителей, по часу выезжающих со двора, в час пик.
Многочисленные строительные компании, большие и малые, возводят этаж за этажом, что в центре, что на Троещине, загаживая когда-то красивый и интеллигентный Киев образцами обезличенной архитектуры сомнительного качества. Кто же будет все это покупать в условиях, когда экономика падает, безработица растет, ипотека умерла, а стоимость содержания недвижимости стремительно увеличивается?! Наверное, расчет делается на неиссякаемый спрос со стороны украинских чиновников, судей и сотрудников правоохранительных органов, по-прежнему, обладающих большим запасом неучтенной наличности. Как говаривал герой Шукшина, в «Калине красной»: «Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляжку. Сто листов. Их же надо взлохматить!».
Впервые за долгое время бессменный лидер финансовых инвестиций, венец украинской инвестиционной мысли, понятный и любимый массовым инвестором инструмент под названием «скупка долларов», откатился на второе место. Продемонстрировав рост всего лишь в 1.5%, он уступил место чемпиону первого квартала – гривневому депозиту. Выбранный нами в начале года депозит в Ощадбанке заработал за первый квартал целых 4.6%.
Означает ли это, что стоит обменять все валютные сбережения на гривны и отнести в банк? На мой взгляд, это будет слишком поспешным и необдуманным решением. Судя по отсутствию очередей из оптимистичных вкладчиков, толпящихся у окошек банков, с пачками гривен, а также стабильно высокому спросу на банковские ячейки, со мной не на словах, а на деле соглашается большинство граждан Украины, у которых за последние восемь лет кризиса еще хоть что-то осталось в кармане. Как показывают результаты редких обысков, проводимых правоохранительными органами, матерые коррупционеры тоже предпочитают хранить украденные деньги в валюте или бриллиантах. Уверен, что они больше нашего знают о перспективах борьбы с коррупцией и проведении реформ – этих необходимых условиях возрождения экономики, фондового рынка, банковской системы и, в конце концов, человеческой жизни в Украине.
Является ли стабильность, которую продемонстрировала гривня в первом квартале, свидетельством разворачивающихся реформ и ренессанса украинской экономики? Сомнительно! Успехи страны в этом отношении на прошлой неделе по заслугам оценила «The New York Times». Еще грустнее от того, что президент и его опричники вместо того, чтобы внять, покаяться и сделать правильные выводы, пытаются от такой оценки отмахнуться, рассказывая какую-то несуразицу о гибридных войнах. Не добавляет оптимизма и затянувшаяся торговля за премьерское кресло и отсутствие конструктивного подхода к формированию правительства.
Мировые цены на руду и зерно, от которых всецело зависит украинская экономика, тоже не спешат расти, разбивая в пух и прах наши надежды на экономический рост, в ближайшей перспективе. Малый и средний бизнес, который мог бы служить отличным источником роста и в тяжелые времена подушкой безопасности для украинской экономики, по-прежнему, малочислен, хрупок и беззащитен перед жестким прессингом регулирующих органов. В этой ситуации источником краткосрочной стабильности для украинской валюты остаются лишь кредиты МВФ и их сателлитов, но и здесь, похоже, наши местечковые хитрости перестали срабатывать, и денег Украине больше не подают.
Но если МВФ не хочет бросать деньги в «болото украинской коррупции», то с какой стати это делать нам с вами? Пожалуй, намного безопаснее будет не вынимать доллары из надежного места и ждать, может президент и его соратники возьмутся, наконец-то, за реформы. «Котлета» долларов, перехваченных резинкой, наверняка скрасит ожидание и сделает его не таким томительным. А ждать, похоже, придется долго. К сожалению, история «папередников» нынешних правителей так ничему и не научила, сохранив в их управленческом арсенале лишь два инструмента – жадность и близорукость.
Иван Компан,
Преподаватель курса Финансы Эдинбургской бизнес-школы в Восточной Европе, партнер Kompan Consulting