С 1-го апреля 2016 года вступил в силу Закон Украины "О публичных закупках", согласно которому все центральные органы исполнительной власти и подведомственные им предприятия обязаны проводить свои закупки через электронную систему ProZorro.
Закон применяется к сверхпороговым госзакупкам (стоимость товаров или услуг свыше 200 тыс. грн, а работ — более 1,5 млн. грн). До этого система ProZorro не была обязательной и касалась только допороговых закупок (кроме Министерства обороны).
В связи с тем, что система ProZorro и ее площадки не смогли провести тестирование, аукционы в пятницу были приостановлены до понедельника. “Проводится плановое техническое обновление системы”, — сообщалось на сайте ProZorro.
Год в пилотном режиме
Некоторые госучреждения и предприятия используют систему ProZorro уже чуть более года. Именно системой электронных закупок хвалились члены Кабмина, когда отчитывались перед парламентом по результатам 2015 года, называя ProZorro одной из наиболее удачных реформ.
Об официальном запуске ProZorro в пилотном режиме объявили в феврале 2015 года. Система первоначально была разработана волонтерами, и в декабре 2014 года передана организации Transparency International, которая впоследствии передала права Министерству экономразвития и торговли.
С того момента к ProZorro подключились 4 020 госучреждений и предприятий, а также 13 183 компаний-поставщиков. Организаторы провели электронных закупок на общую сумму более 15 млрд грн, сэкономив при этом 1,4 млрд. Таким образом, фактическая экономия составила 9,2%. Кроме того, электронная система позволила сэкономить около 30% времени для участников гостендеров.
Среди госучреждений-заказчиков следует выделить Минобороны, которое единственное имело право проводить все свои закупки через электронные площадки с июля 2015 года. Ведомство уже провело 887 электронных торгов общей суммой 8,22 млрд грн, сэкономив при этом 780 млн грн. Кроме Минобороны крупными игроками ProZorro были Министерство инфраструктуры с “Укрзализныцей” (103 млн грн экономии), КМДА (101 млн грн экономии), Днепропетровская ОГА (20,43 млн. грн) и другие.
Как работает система
С технической стороны структура ProZorro — иерархическая. Есть центральная база, в которой содержатся все данные по закупкам госкомпаний, и несколько площадок (на протяжении первого года было 6 платформ), которые предоставляют пользователям услуги по организации и участию в тендерах.
По состоянию на 31 марта, только три торговые площадки прошли все необходимые тестирования и получили аккредитацию. Еще 9 площадок тестируют, и ожидается, что они будут подключены в ближайшее время.
Организаторы ProZorro рассчитывают, что госзакупки как и раньше будут проходить по принципу редукциона, то есть побеждает тот поставщик, который предложит меньшую цену.
Согласно закону, предусмотрены еще две процедуры закупок — конкурентный диалог и переговорная процедура. Они используются в том случае, если заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) работ или определить вид услуг. Или в случае, если предметом закупки является консультационные, юридические услуги, разработка информационных систем, программных продуктов, выполнение опытно-конструкторских работ, определение требований к выполнению которых требует переговоров.
Принимать участие в тендерах могут абсолютно все поставщики, зарегистрированные на любой из площадок. Согласно закону “О публичных закупках”, квалификацию на соответствие требованиям проходит только поставщик-победитель (действует принцип постквалификации). Однако обещают вести “черный список” недобросовестных поставщиков.
“В случае, если Антимонопольный комитет, докажет, что был сговор между участниками тендера, такой бизнес попадает в учетный список и лишается возможности участвовать в госзакупках в течении 3 лет. Для того, чтобы общественность была в курсе, что это за компании, на портале АМКУ есть раздел, где можно найти информацию о недобросовестных участниках торгов. Этот список постоянно пополняется, там уже более нескольких сотен компаний”, — отмечает Алексей Хмара, руководитель Transparency International.
Подать жалобу на недобросовестных участников могут три категории людей. Во-первых, сами заказчики, но они, по мнению экспертов, не очень готовы жаловаться. Во-вторых, сообщить о нарушениях могут сами участники тендеров, однако для них процедура обжалования платная. “Это не столь большие деньги — 5 тыс. и 15 тыс. грн в зависимости от бюджета и типа тендера. Однако не каждый готов платить. Условно говоря, средний бизнес не всегда готов тратить 5 тыс. грн”, — подчеркивает Хмара.
Третья категория, которая может сообщить о нарушениях, это журналисты, активисты, общественные организации, депутаты.
С другой стороны, представитель площадки zakupki.prom.ua Николай Жандоров отмечает, что введение “черных списков” поставщиков является существенным ограничением конкуренции.
“Любой черный список — это огромное пространство для манипуляций и коррупции. Ведь организатор торгов будет иметь возможность, например, внести поставщика в черный список, если последний не поощрит его определенной суммой”, — подчеркивает Жандоров.
Кто заработает на электронных торгах
Компании-участники торгов должны будут платить за каждый тендер от 17 грн (закупки до 20 тыс. грн) до 1,7 тыс. грн (свыше 1 млн грн). Плата обязательна для всех, несмотря на победу или проигрыш в конкурсе. Данные суммы регулируются постановлением КМУ №166 от 24 февраля 2016 года. Эти деньги они платят площадкам, через которые участвуют в тендерах. Большая часть этих денег остается платформе, оставшаяся часть направляется в “Внешторгиздат” и той площадке, на которой был объявлен тендер.
Однако организаторы ProZorro подчеркивают, что на данный момент для площадок такой бизнес убыточен. Предполагают, что в 2017-2018 годах он выйдет хотя бы в минимальную прибыль.
Логика заложенная в тарифах, по словам директора департамента регулирования госзакупок в МЭРТ Александра Стародубцева, состоит в следующем — система не должна зарабатывать, но при этом должна быть самоокупаемой. Для госзаказчиков система будет бесплатной, а платить за ее поддержку и развитие должен бизнес (площадки и поставщики) и международные донорские организации.
Схему не обмануть
Несмотря на то, что система автоматизирована, организаторы все равно пробуют обходить прозрачные процедуры, отмечают эксперты. Одна из схем, которую используют недобросовестные организаторы выглядит следующим образом — заказчик объявляет тендер, отменяет его по формальной причине, потом проводит торги по ускоренной процедуре и закупает у нужного поставщика.
“Однако система позволяет видеть всю информацию по тендерам, которые отменяются, и сигнализирует об этом всем. Поэтому скрыть такую схему точно не получится”, — отмечает Алексей Хмара.
При этом он подчеркивает, что в 2016 году ProZorro планирует работать над уменьшением количества отмененных тендеров.
В планах также создание единой базы тендеров всех стран GPA (Government Procurement Agreement). “Мы сейчас общаемся с секретариатом GPA, куда Украина недавно вошла, что было бы неплохо создать единую базу тендеров всех стран GPA. И система ProZorro лучше для этого подходит”, — делится Стародубцев.