За последние три месяца каждая третья серьезная политическая акция в Украине заканчивалась вандализмом в отношении офисов банков с российским капиталом.
Об этом пишет член исполнительного комитета Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
За последние три месяца каждая третья серьезная политическая акция в Украине заканчивалась вандализмом в отношении офисов банков с российским капиталом.
Патриотическая пресса пестрит идеями: закрыть, наказать, отобрать лицензию, выдворить из страны менеджмент и прочими путями усложнить жизнь банкам с капиталом из России. Имея общий стаж работы на финансовом рынке больше 18 лет, могу сказать, что не согласен ни с одним из данных призывов и считаю, что 99% идей, звучащих на публику, только вредят национальной экономике Украины, а вандализм в отношении легального бизнеса с российским капиталом в Украине является абсолютно неприемлемым и постыдным явлением.
7 причин “за”
Я постараюсь коротко обобщить, почему с экономической точки зрения нельзя подвергать сильной дискриминации банки с участием российского капитала в Украине:
1. Нужно сразу разделить банки с участием частного российского капитала и банки с участием государственного российского капитала. Здесь капитал капиталу рознь. Если частные лица, не разделяющие политику РФ, ищут возможность спрятать в Украине капитал, то очень глупо отталкивать таких инвесторов от Украины. Их инвестиции и кредиты работают на украинскую экономику и идут на пользу Украине.
2. Банки, у которых в капитале есть доля российских госбанков, сами по себе разные. К примеру, у российского ВТБ в составе акционеров есть Государственный нефтяной фонд Республики Азербайджан и швейцарская банковская группа Credit Suisse AG. И хотя банк контролируется правительством РФ, его финансовые результаты, ухудшенные под действием санкций в мире и ограничений в Украине, косвенно бьют и по доходам миноритарных акционеров.
3. Если сложить кредитный портфель Проминвестбанка, ВТБ и Сбербанка РФ, то на начало 2016 года они занимали примерно 15% от всех кредитов, выданных в Украине, также на их долю приходилось примерно 7% вкладов бизнеса и населения. На ₴22 млрд депозитов. Отправка любого из названных банков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц просто бы парализовала работу Фонда.
4. Еще более глупыми выглядят упреки в том, что НБУ дает возможность банкам с российским капиталом зарабатывать в Украине. Увы, деятельность банков с российским капиталом последние 2 года была преимущественно убыточной, материнские структуры их систематически докапитализировали на десятки миллиардов гривень. Также напомню, что текущие ограничения НБУ для валютного рынка не позволяют выплачивать дивиденды.
5. 99% персонала украинских банков с российским капиталом – это граждане Украины, которые получают там заработную плату и платят налоги. Кроме того, сами банки как юридические лица, помимо того, что финансируют проекты в Украине, также платят налоги. Прекращение их работы в Украине будет означать не только снижение объема работающих кредитов в экономике страны, но и безработицу для персонала этих банков, а также снижение налоговых платежей.
6. После последней “акции” в Киеве фотографии разграбленного офиса одного из банков облетели все мировые информационные агентства: Reuters, Bloomberg, а также сорвали первую полосу в популярном среди бизнесменов финансового рынка Wall Street Journal. Думаю, что 75-95% бизнесменов в США и Старой Европе не особенно разбираются в тонкостях украино-российского конфликта, но вот 99% из них вряд ли поспешат инвестировать в страну, где можно разграбить банк в центре столицы.
7. В.В. Путину оказалось невозможно “простить” все кредиты украинских банков крымским заемщикам, хотя такие заявления и были сделаны сразу после аннексии Крыма. А простить не получилось только благодаря тому, что в Украине были и есть банки с российским капиталом. И в случае неадекватных действий РФ в отношении украинских банков, Украина могла бы осуществить симметричный ответ. Зачем же Украине лишать себя проверенного сдерживающего фактора?
2 причины “против”
1. Конечно, российские спецслужбы могут привлекать банки с российским капиталом в Украине для сбора и обработки информации. Очень глупо было давать на обслуживание этим банкам бюджетные зарплатные проекты, например, подразделений СБУ, Нацгвардии, Минообороны и других силовых ведомств. Насколько мне известно, Минфин уже успешно разобрался с этой проблемой.
2. Могут привлекать такие банки и внимание российских так называемых “патриотов”, нацеленных на финансирование терроризма в зоне АТО. Практически любому крупному банку будет очень тяжело отследить в рознице такие операции и, главное, не допустить их появления. Подобные вещи должны находиться в ведении украинских спецслужб и отслеживаться через Госфинмониторинг. Если закроют каналы через банки с российским капиталом, то финансирование будет проходить через другие банки. Т.е. это причина, чтобы усилить бдительность, а не выдворять эти банки из страны.
И в завершение, в мировой практике опыт ограничений участия иностранных правительств в капитале финансовых учреждений просто огромен. Украине нужно изучать и применять этот опыт, квотируя размер участия банков, подконтрольных иностранным правительствам, в капитале, активах и (или) вкладах. Некоторые сегменты бизнеса должны быть для таких банков просто недоступны. Но желательно с перечнем запретов и квот определиться заранее, чтобы не разрушать и без того хрупкий инвестиционный климат в нашем банковском секторе.