Организация убийства на Майдане впечатляющим образом похожа на то, что происходило в Будапеште 25 октября 1956 года на площади Лайоша Кошута: и тогда неизвестные люди стреляли с крыш, убив десятки человек, пишет Федериго Арджентиери в газете Corriere della Sera.
“60 лет назад, в ночь на 25 февраля 1956 года, генсек ЦК КПСС Никита Хрущев выступал с сенсационной речью – с так называемым секретным докладом о преступлениях Сталина. Совершенно очевидно, что это был невероятный шаг, который имел важные исторические позитивные последствия, – пишет автор. – Достаточно вспомнить об “оттепели”, освобождении миллионов заключенных ГУЛАГа, о том импульсе, который получила свобода слова, и о надеждах, так и не оправдавшиеся, на лучшую жизнь, зародившихся во всем Советском Союзе”.
Этот документ оказал влияние и на сталинистские режимы в странах-сателлитах СССР и привел уже осенью к реформаторским переменам в Польше и к венгерской революции, которую Хрущев после длительных колебаний все же решил задавить танками, поскольку она слишком далеко выходила за рамки “возвращения к Ленину”, о чем говорилось в секретном докладе, отмечает Арджентиери.
В эти дни отмечается вторая важная годовщина: 14 февраля 2014 года на площади Независимости в Киеве были застрелены десятки человек. Данный факт завершил преимущественно мирный этап того, что украинцы называли “революцией достоинства”, и положил начало изматывающему и разрушительному конфликту с Россией.
Расстрел манифестантов 20 февраля на Майдане фантастически похож на расстрел 25 октября 1956 года на площади Кошута: и тогда неизвестные люди, явно не имевшие отношения к манифестантам, стреляли с крыш, убив десятки человек, и это привело к тому, что преимущественно мирный процесс трансформировался в народное вооруженное восстание. Реакция Кремля на Майдан, как и 60 лет назад, была следующей: “фашистский путч”, “заговор США и НАТО”, подчеркивает автор статьи.
Украинский вопрос, говорится в статье, намного сложнее венгерского 1956 года, но все равно это борьба за свободу: следует раз и навсегда прояснить, что разоблачение российского империализма является не альтернативой, а дополнением по отношению к ошибкам, допущенным Западом. Различие в том, что эти ошибки можно тогда и сейчас свободно обсуждать, а вот обсуждение войны на Украине в Москве может привести к тому, что случилось с Борисом Немцовым, который был убит на улице 27 февраля 2015 года. Еще одна годовщина, о которой следует помнить, заключает автор.