Наша память склонна все цветовые оттенки сводить к нескольким цветам, которые мы по каким-то причинам сделали для себя основными.
Наш глаз различает множество оттенков цветов: среди одного только синего мы можем различить и лазурный, и кобальтовый, и ультрамариновый, и ещё много других вариантов.
Однако в памяти у нас всё равно откладывается какой-то «основной» цвет, который заменяет собой все оттенки: и лазурный, и кобальтовый, и ультрамариновый становятся просто синим.
Джонатан Фломбаум (Jonathan Flombaum) из Университета Джонса Хопкинса и его коллеги из ряда других американских научных центров поставили следующий опыт: добровольцев просили посмотреть на цветовой круг со 180 различными оттенками и найти среди них «самый лучший» синий, «самый лучший» зелёный, оранжевый и т. д.
Затем им на мгновение (точнее, на одну десятую секунды) показывали цветной квадрат, который сменялся абсолютно белым квадратом – в это время нужно было оживить в памяти цвет первого квадрата. Наконец, человек должен был найти этот цвет на том же самом цветном круге.
Как пишут психологи, при попытке указать виденный цвет все участники эксперимента ошибались, стремясь показать на тот, который им в первый раз показался «лучшим», то есть наиболее соответствующим жёлтому, синему, зелёному и т. д., а не тот, который был на самом деле.
Причём тяга к такому основному цвету усиливалась, если после цветного квадрата нужно было хотя бы на долю секунды вспомнить его цвет. То есть чем активнее работала память, тем хуже человек находил тот оттенок, который он действительно видел.
Иными словами, когда мы идём в магазин и берём какие-нибудь обои или краску того же самого (как нам кажется) оттенка, который есть у нас дома, а потом приходим и понимаем, что оттенок совсем не тот же самый, то виноват тут не столько продавец, который убедил нас взять не то, а наша собственная память.
То же самое может быть не только с цветами, а вообще со всем, что мы видим: мозг старается свести все объекты к каким-то основным «прототипам», которые в нём отложились.
Разумеется, когда мы говорим о лучшем, или основном, или прототипическом цвете, то к физике цвета это не имеет отношения – здесь речь идёт о личных психологических особенностях индивидуума.
Почему тот или иной объект или цвет вдруг стали у него основными – другой вопрос, требующий отдельного исследования. Возможно, что разгадка здесь кроется отчасти в языке и словоупотреблении: если слово «синий» мы встречаем и произносим чаще, чем слово «лазурный», это может отразиться на том, какой из цветов сохранит наша память.