До референдума в Нидерландах осталось меньше двух месяцев. Почему не слышны голоса украинцев, стоявших на Майдане? Об этом пишет голландский правозащитник Роберт ван Ворен.
Через полтора месяца голландцы отправятся на референдум, который может определить будущее отношений Украины с Европейским Союзом. Два года назад отказ Януковича подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС вывел украинцев на Майдан, закончившийся гибелью более сотни участников протестов. Тысячи были ранены, некоторые остались калеками на всю жизнь. В конце концов, Соглашение подписали, документ вступил в силу 1 января 2016 года. Несмотря на массовые провокации и войну на востоке Украины, Владимир Путин не смог этого предотвратить. Теперь начатое им дело могут довести до конца жители Нидерландов, сделав Соглашение недействительным.
Лишь немногие украинцы понимают, что референдум – это не шутка и может привести к плачевным последствиям. В некотором смысле само его проведение, как насмешка: мало кто в Голландии знает хоть что-то об Украине, печется о ее судьбе или знаком с содержанием Соглашения. Более того, два человека, успешно организовавших кампанию по проведению референдума в Нидерландах, Яан Роос (Jaan Roos) и Тьерри Боде (Thierry Baudet), сами мало что знают об Украине. Показательным является и тот факт, что они ни разу не были там, и всё, что им «известно», – пересказы с чужих слов.
О чем же идет речь? Например, голландцам говорят, что Украина – коррумпированная страна, управляемая кучкой праворадикальных неофашистских политиков. Украина никогда не станет конкурентной на европейском рынке. К тому же, многие украинцы, мол, и сами выступают против Соглашения (правда, к этому никто не прислушивается, поскольку государством руководит группа олигархов, которым плевать на то, что думают граждане). Еще голландцев уверяют, что проголосовав за Ассоциацию с Украиной, они подтолкнут Донбасс в руки Путина, и предостерегают, дескать, Соглашение приведет к наплыву дешевой украинской рабочей силы в Европу (что само по себе бред, поскольку украинцы смогут работать в ЕС только при наличии разрешения), а документ вдобавок дает практически 100% гарантию членства Украины в ЕС (что также неверно).
Иными словами, два человека, не имеющие ни малейшего понятия, о чем они говорят, используют любые популистские инструменты, чтобы запугать жителей Нидерландов и заставить их проголосовать против Соглашения с Украиной. Не потому, что голландцы не любят украинцев (да они не знают, где находится эта страна), а потому, что им кажется, что их страна всеобщего благосостояния 60-х 70-х годов прошлого столетия рассыпается на глазах из-за экономического кризиса и быстро стареющего населения, превращающегося в бремя для государства.
Среднестатистическому голландцу на этом фоне нужен козел отпущения: поляки, «крадущие наши рабочие места», иммигранты и беженцы, «поголовно являющиеся потенциальными террористами», а теперь к этому списку добавят 40 млн украинцев, «угрожающих нашему жизнеобеспечению».
Роос и Боде знают, что делают. Роос работает журналистом на телеканале, который целенаправленно оскорбляет и высмеивает политиков, и при этом сам решает, что «тенденциозно, необоснованно и излишне оскорбительно». Боде, тем временем, называет себя «ученым», и при этом хвалит не шибко демократического венгерского лидера Виктора Орбана за построенную против иммигрантов стену на границе страны. Он также открыто признает, что часто приукрашает факты, чтобы расшевелить «равнодушные массы».
Эти люди пытаются разрушить то, за что стоял Майдан. Лишь немногие украинцы понимают это. Некоторые активизировались, медленно и постепенно запускаются кампании в поддержку Украины, но, боюсь, они стартуют слишком поздно и реализуются недостаточно активно, чтобы изменить ситуацию.
До референдума осталось меньше двух месяцев. Где голоса миллионов украинцев, стоявших на Майданах по всей стране? Где голоса людей, борющихся против российского агрессора? Где молодые бизнесмены, для которых Соглашение означает доступ на европейский рынок и, следовательно, надежду на лучшее будущее? Где молодые украинцы, ежедневно доказывавшие нам, что существует новая Украина, построенная не на воровстве и коррупции, а на ценностях свободного общества и верховенстве права?
Я понимаю, что вы разочарованы и злы из-за продолжающейся коррупции в стране. Я понимаю, что вы опасаетесь, чтобы не произошло того же, что и после Оранжевой революции; что все надежды постепенно превращаются в апатию. Я все понимаю, но… либо сейчас, либо никогда! Покажите голландцам, что Украина – это не те, кого вы сами презираете и на кого злитесь. Покажите, что Украина – это вы, люди, покончившие с режимом Януковича и сумевшие остановить наступление Путина.
Откройте рот и начинайте говорить, потому что 6 апреля ваше мнение уже никто не будет слушать, и ваше европейское будущее определят те, кто никак (или практически никак) с вами не связан.