После того, как Рамзан Кадыров публично предложил судить за саботаж "врагов народа", пытающихся воспользоваться нынешними трудностями в стране, вся Россия задается вопросом, как далеко может зайти чеченский лидер, верный союзник Владимира Путина, пишет Libération.
Во вторник Рамзан Кадыров пообещал “уколы” руководителям независимых СМИ, которые “с удовольствием транслируют фальшивые, лицемерные заявления, пропитанные глубокой ненавистью к России”, цитирует издание. В ответ критики назвали Кадырова “позором России”, положив начало полемике с теми, кто считает его “верным псом Путина”, пишет газета.
И хотя воинственные заявления Кадырова уже стали привычными, было бы неправильно считать их безобидными, убеждена журналистка Элен Деспик-Попович. “Поставленный в 2007 году во главе Чечни, где он сменил на этом посту своего отца, имама Ахмада Кадырова, убитого в ходе теракта, молодой Рамзан создал парагосударство, построенное на патриархальном и традиционалистском исламизме (…) и подчинении авторитету вождя: Кадырова в Грозном и Путина в Москве”, – пишет издание.
“Те, кто имел несчастье бросить вызов Кадырову, погибли. Как журналистка Анна Политковская, чье убийство в 2006 году, приписываемое чеченским исполнителям, так и не было раскрыто. Как правозащитница Наталья Эстемирова, одна из немногих женщин осмелившаяся вызвать его на прямой разговор о хиджабе, похищенная и убитая в Грозном в 2009 году. Или оппозиционер Борис Немцов, убитый у стен Кремля в Москве в феврале 2015 года. Пока Путин, поставленный в неловкое положение перед Западом, счел своим долгом обещать провести тщательное расследование, Кадыров расхваливал главного подозреваемого, чеченца Заура Дадаева, которого он назвал “настоящим патриотом России”. И если часть российской общественности, в том числе и в правящих кругах, осудила его высказывания, Путин его защищал”, – пишет газета.
“Поэтому было бы ошибкой не принимать угрозы Кадырова всерьез. Не важно, кто он, вольный стрелок или верный пес Путина, главное – понять, не являются ли его выпады “пробным шаром” в момент, когда тяжелая экономическая ситуация рискует ослабить общественную поддержку путинского режима за несколько месяцев до сентябрьских парламентских выборов, – полагает автор статьи. – Если ситуация станет напряженной, кто-нибудь грозный вроде Кадырова может пригодиться. Несомненно, в этом причина молчания Путина в ответ на неосталинистские заносы его протеже”.