Немецкие телевизионщики разрушили миф российского лидера.
Не прошло и нескольких дней после показа центральным немецким каналом ZDF документального фильма «Человек власти — Путин», как из всех пропагандистских рупоров России полились помои на авторов программы.
«Великолепный образчик дурной информационный войны. А на экране — фальшак, дешевое игровое кино вместо документального и много вранья. Жаль немцев», — заявил штатный пропагандист Путина Дмитрий Киселев в своей воскресной программе «Вести».
Вместо этого российский политик-изгнанник Альфред Кох написал на странице в социальных сетях, что в прайм-тайм показали просто «зубодробительный» фильм о Путине, и этим удалось дезавуировать всю работу путинской пропаганды.
Что же вызвало такую раздражающую реакцию у одних и восхищение у других? Для этого нам придется непосредственно обратиться к фильму.
«Он не оставит Кремль живым»
Удобно устроившись перед экраном телевизора и переключив его на канал ZDF, я настроился на просмотр традиционно умеренного по отношению к Владимиру Путину немецкого медиапродукта. Примерно так же сделали еще два миллиона немцев, которые предпочли просмотру футбольного матча документальное кино. Это я к тому, что кремлевские пропагандисты поспешили заявить, что фильм провалился и немцы не захотели его смотреть. Два миллиона умных людей все же пересмотрели эту удивительно интересную кинодокументалистику.
А там было что смотреть. Едва ли не впервые ловил себя на мысли: действительно ли этот фильм сняли немцы? Но присутствие в списке режиссеров и экспертов лично мне знакомого Дитмара Шумана и фейсбучного друга Бориса Райтшустера однозначно указывало, что с немецкой журналистикой произошло чудо. Я долго наблюдал за неуклюжими пируэтами немецких медийщиков в ритуальных танцах вокруг освещения российской и украинской проблематики. Были такие программы и у ARD, и на том же ZDF, что нервы просто не выдерживали от лжи Putinversteherʼов (понимающих Путина) и приходилось выключать телевизор. А здесь просто животворный дождь на иссушенную жарой землю.
Но к делу. Фильм состоит из нескольких блоков. Сквозной линией фильма является попытка составить психологический портрет Путина на фоне событий. Проследить его путь от прихода к власти через подрыв жилых домов в Москве и агрессивную риторику в отношении Чечни, до военной аннексии Крыма, развязывания войны на Донбассе и участия в ней российских военных, а также военной кампании в Сирии. Не обошли в фильме и такие важные моменты, как газовый шантаж Россией Европы, финансирование ультраправых движений и партий для усиления позиций евроскептиков и вообще расшатывание Европейского Союза.
Не менее убедительным выглядит рассказ о работе российской пропагандистской машины. Раскрываются механизмы работы почти полностью подчиненных Путину медиа. Утверждается, что своим непомерно высоким рейтингом внутри страны Путин обязан тотальной пропаганде. И что очень важно для западного зрителя, рассказывается о пропагандистской работе Russia Today и настоящей «фабрики» интернет-троллей.
По словам основного эксперта фильма Бориса Райтшустера, этот фильм — настоящая веха на немецком телевидении. Для украинского зрителя, наверное, мало что из показанного станет неожиданностью, но в таком тоне и в таком свете Путина в западных медиа показали впервые. Впервые в западном документальном фильме сказали, что для Путина власть — прежде всего.
Установление авторитарного режима, репрессии и убийства ярких оппозиционеров, уничтожение независимых СМИ, колоссальное нарушение международного права и аннексия Крыма, как и участие в военных операциях в Сирии — все это действия для концентрации и удержания власти. Американо-российская писательница и журналистка Маша Гессен так прямо и заявляет: «Мы имеем президента, который преследует одну цель — остаться у власти». Ее мнение ярко продолжает Борис Райтшустер, который говорит, что Путин берет пример с Наполеона, но не хочет закончить, как французский император. Он боится потерять власть, а потому не может уйти в отставку, потому что нет того, кто гарантировал бы ему потом безопасность. Гарантировал бы, что он не попадет в тюрьму, не потеряет своих богатств. «Он не оставит Кремль живым», — резюмирует Борис Райтшустер.
Он уважать себя заставил …
Уже в начале фильма речь заходит о различных механизмах и методиках, которые Путин и его клика применяют для того, чтобы достичь своей цели. Такой целью Путин считает возвращение России к статусу сверхдержавы. Делать это, развивая экономику государства, которая сейчас на 90% зависит от экспорта энергоносителей, он не хочет. Однако за свои имперские и националистические амбиции готов заплатить высокую экономическую цену — даже падением благосостояния граждан.
Путин не стратег — он тактик, так считает российский эксперт Белковский. Он часто провоцирует, чтобы выявить реакцию окружающих на свои действия, а потом принимает решение. Трудно сказать, когда эти решения принимаются лично, а когда исходят от клики. Которая, кстати, состоит исключительно из мужчин, принадлежащих к так называемому Петербургскому клубу и на половину происходят из советских спецслужб. Все они за время правления Путина стали сказочно богатыми.
Этим людям безразлично благосостояние сограждан, они просто одержимы идеей величия государства. А это в их понимании означает, что Россию должен бояться весь мир. Боится — значит уважает. Они действительно считают развал СССР не закономерностью, а трагедией, вызванной подлой, подрывной работой Запада. Они не думают, что Советский Союз рухнул сам, а они тогда проиграли Западу. А значит, нужен реванш. Им кажется, что если не только бряцать оружием, но и применять его немедленно против «врагов», то Россия вернет себе славу могучего государства.
Для возвращения величия государства в путинском понимании этого понятия пригодились все методы. Даже те, которые человеку со здоровой психикой кажутся иррациональными. Поставив под государственный (то есть свой) контроль нефть и газ, Путин превратил их в настоящее оружие. Когда в 2006 году Россия перекрыла поставки газа Украине, то большинство недовольных голосов звучали не в адрес истинного виновника, а в адрес Украины. Это был первый пример газового шантажа, а точнее — газовой войны. Казалось бы, как можно так рисковать, когда основные поступления в бюджет страны — от продажи газа и нефти?
Ведь такой шантаж мог подтолкнуть мир к поискам новых рынков или, по крайней мере, к диверсификации закупок? Тот, кто играл в эту игру, не мог не понимать, что такая тактика может нанести сокрушительный удар по экономике самой России. Но такая логика — не для Путина. Для него имел вес только факт, что страны Балтии на тот момент были на 100% зависимыми от российского газа, Германия — на 38%, Франция — на 23%, Австрия — на 60%, Болгария — на 100%, Словакия — на 63% и Польша — на 54%.
Путинский газовый шантаж и откровенная военная агрессия заставили западные страны прибегнуть к солидарным действиям против России. Результатом таких действий стало падение цен на энергоносители, что на практике для России означает недополучение 100-200 миллиардов долларов.
В агрессивных действиях Путина и его клики против остального мира эксперт Борис Райтшустер видит много психологических причин. По его словам, Путин считает себя реинкарнацией Ивана Грозного и Петра Великого. Он снова хочет попасть на мировую арену, действовать на одном уровне с американцами. Его выступления демонстрируют: мы снова сильны. И это временами действует. После террористических актов в Париже президент Олланд ищет партнеров и Путин ему обещает мощную поддержку. Критика в адрес Путина с этого момента становится тише. Одно время даже не упоминается, что участие российских военных в Сирии — это не столько борьба с терроризмом, сколько поддержка диктаторского режима Башара Асада.
Описывает эту ситуацию Борис Райтшустер экспрессивно: «Меня удивляет, что в борьбе с убийцами 130 французов в Париже мы обращаемся за помощью к тому, кто несет главную ответственность за 8000 убитых в Украине и поддерживает человека, ответственного за 100 000 убитых в Сирии. Мы обращаемся к тем, кто три года подливал масло в конфликт, а теперь мы обращаемся к нему, как к пожарному. И это свидетельствует о наивности западных лидеров, которых Путин использует». Но проходит время, и странная сила снова умножает на ноль очередной замысел Кремля.
Поле битвы — Европа, поле битвы — Украина
У всего есть свои причины, своя предыстория. Авторы фильма считают, что Путин нагулял аппетит после безнаказанности за военную аннексию украинской суверенной территории — Крыма. Оккупировав Крым, Путин открыто врал, что там не было российских войск, все это исключительно волеизъявление местных граждан. Запад применил санкции, но дальше не пошел, молчал. Не было резкой реакции даже после того, как Путин в фильме «Крым. Дорога домой» официально признал военную оккупацию украинского полуострова. Казалось бы, Россия грубо нарушила международное законодательство, изменила границы послевоенной Европы, разожгла огонь войны на европейском континенте, и ничего?
Заслуга этого немецкого фильма заключается еще и в том, что впервые в западной документалистике показана реальная картина войны на территории Украины. Авторам фильма удалось собрать мнения лучших экспертов. Генерал, главнокомандующий объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Фил Бридлав высказывает в фильме тяжелые упреки в сторону России. Он заявляет, что во все, что происходит на Донбассе, несет отпечатки пальцев России: от высших командиров и до самого низа. Лондонский институт исследований составил перечень российских подразделений и утверждает о 42 000 российских военных, воюющих на Донбассе. Эксперт Игорь Сутягин утверждает, что после почти полного разгрома вооруженных формирований донбасских сепаратистов в августе 2014 года военные отряды были в большей степени пополнены кадровыми российскими военными. К тому же современное российское вооружение, танки и другая техника, которые никогда не продавались за пределы России, «странным» образом оказались на вооружении у сепаратистов.
Лед тронулся?
Появление на государственном немецком телеканале фильма, который развенчивает миф Путина как яркого и динамичного лидера в современной политике, трудно переоценить. Согласно исследованию Института Allensbach, примерно 20% немцев одобряют деятельность Путина. Это результат деятельности в значительной степени российской пропаганды и ее западных клевретов. В фильме основательно описывается функционирование созданной в 2005 году пропагандистской Russia Today. На встрече с сотрудниками RT Путин открыто заявил, что надо разбить монополию англо-саксонских СМИ. И для своего пропагандистского детища Путину ничего не жалко. По словам авторов фильма, бюджет канала составляет 1,4 млрд долларов. Поэтому неудивительно, что такая дорогая и рафинированная пропаганда на европейских языках нашла своих потребителей.
Также среди большого немецкого бизнеса немало тех, кто хотел бы немедленной отмены санкций против России. Немало пропутинских лоббистов и среди немецких журналистов и интеллектуалов. По словам того же Райтшустера, раньше пробиться с критикой Путина на центральные немецкие каналы было почти невозможно. Что же произошло?
Терпение лопнуло. И уже на переговорах об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе на очередные уловки российской стороны прозвучало резкое: «Конец игре!». Европа и мир должны сказать «хватит» России с ее имперскими амбициями и постоянной ложью. Мы стоим на пороге больших перемен. Санкции против России продлены еще на полгода, цена на нефть стремительно падает, российским банкам никто не даст кредит даже на обслуживание кредитных ставок. Единственное, что сдерживало и до сих пор действует как сдерживающий фактор, это наличие в России ядерного оружия, бряцание которым все чаще звучат с российской стороны. Но этой страшилки уже явно недостаточно, чтобы остановить объективную оценку политики России и лично Путина.
Этот фильм, надеюсь, — первая ласточка в западном телеэфире. Он стал настоящей неожиданностью для российских пропагандистов. Первому отбило мозги Дмитрию Киселеву, и он заявил, что это все ложь и фальсификации. Российские спецслужбы мгновенно разыскали парня Игоря, который выступил свидетелем в немецком фильме. Он заявлял перед немецкими тележурналистами, что приехал из Калининграда, чтобы подзаработать на Донбассе. Что там воюет 20-30 тысяч профессиональных российских военных. А уже у Киселева испуганный Юрий Лабыскин (так на самом деле зовут парня) заявлял, что он лгал за деньги. Что немецкий журналист заплатил ему 50 000 рублей, что фактически четыре дня учил его, что сказать на камеру.
После лживой программы Киселева, которая так ничего и не сказала по сути, представители немецкого канала ZDF заявили, что у них есть достаточно отснятого видеоматериала, чтобы отбросить любые упреки российской стороны. И я им верю. Верю потому, что в 2012 году два дня работал с тем же Дитмаром Шуманом, которого обвиняют русские, и давал ему интервью к фильму «Лига миллиардеров». Меня еще тогда поразило, как тщательно работает этот журналист. После записи интервью я подписал минимум три документа. Одним я передавал право съемочной группе использовать в фильме все сказанное мной. Второй подписью согласился на использование моего изображения, а третьей — моего голоса в фильме. И еще один нюанс: мне тогда показалось, что Дитмар Шуман имеет слишком большую симпатию к России … Теперь он — враг России и Путина.
И в завершение. Борис Райтшустер после показа фильма дал несколько интервью. Он сказал, что уже на второй минуте трансляции на сайт канала ZDF налетели русские тролли. И на паскудном немецком языке начали обливать грязью канал и авторов фильма. Он в свой адрес получил невероятное количество «писем ненависти», написанных, как правило, на плохом немецком. Что ж, у «лже-великана» Путина, как его называет Райтшустер, немецкое произношение также дрянное, потому что ощущается сильный русский акцент. А это значит, что лед тронулся, и при приближении «лжевеликан» превращается в озлобленного карлика с ядерной палкой.