"В прошлую пятницу, после нескольких лет дипломатических пререканий, заставших смену двух администраций, Грузия дождалась отчета Европейского союза о том, что ее граждане вскоре смогут ездить в ЕС без виз, - сообщает Дастин Гилбрет в The Washington Post. - Тем не менее, некоторые СМИ ближе к началу этого года предположили, что Грузия поворачивается к России, а не к ЕС".
“Именно так все выглядело в прошлом мае, когда опрос общественного мнения, проведенный Национальным демократическим институтом (Грузия) и грузинским отделением Кавказского центра исследовательских ресурсов, показал, что 31% грузин положительно относятся к членству в возглавляемом Россией Таможенном союзе ЕАЭС. Неужели участвовавшие в нем грузины начали предпочитать связь с ЕАЭС уже установившейся связи с Европейским союзом?” – говорится в статье.
“Будь это правдой, я пришел бы в ужас, – признается автор. – С момента обретения независимости в 1991 году Грузия всецело предпочитала Европу. Опросы показывали такой уровень поддержки ЕС, который в других частях Европы Брюссель мог получить только в своих мечтах. А ряд затяжных сложностей в отношениях между Грузией и Россией укреплял эти проевропейские настроения”.
“Конечно, многие наблюдатели приняли результаты этого последнего опроса близко к сердцу, – отмечает Гилбрет и сообщает, что материалы о них опубликовали, в частности, Financial Times, The Washington Post, Al Jazeera, The Wall Street Journal, Foreigh Policy. – Однако данный показатель не изменился с 2013 года, когда “Кавказский барометр” оценивал отношение [грузин] к членству Грузии в Таможенном союзе. Более того, сам по себе показатель является дезориентирующим. Есть данные, что постоянно поддерживают Россию гораздо меньше грузин. “Поворот к России” – преувеличение”.
“В августе грузин спросили, одобряют ли они поставленную грузинским правительством цель присоединиться к ЕС, а также стоит ли Грузии присоединиться к Таможенному союзу ЕАЭС. Вдвое больше грузин выступили за ЕС, чем за ЕАЭС – 61% против 31%. Это соотношение оставалось практически неизменным долгое время, хотя уровень поддержки ЕС то поднимался, то опускался и в последние годы незначительно понизился, – говорится в статье. – Тем не менее, уровень поддержки Таможенного союза ЕАЭС никогда не составлял более половины уровня поддержки ЕС”.
Автор сообщает, что грузины разделились на четыре группы с разным отношением к членству в двух союзах. Самая большая – 39% – положительно относится к членству в ЕС и отрицательно – к членству в ЕАЭС. 15% придерживаются противоположной точки зрения. 12% выступают за членство в обоих союзах, а 5% – против членства в обоих союзах. 11% опрошенных затруднились с ответом, а 7% дали ответы, “не имеющие четкой интерпретации”.
“71% высказавшихся в пользу Таможенного союза сказали, что членство в нем поможет грузинской экономике. Подобным образом рассуждают и сторонники членства в ЕС: 68% из них полагают, что членство в ЕС укрепит экономику страны, – сообщается далее. – Вторая по распространенности причина поддержки членства в ЕС и третья по распространенности причина поддержки членства в Таможенном союзе – [предположение], что это повысит уровень безопасности в стране”.