По мнению эксперта, Украине нужно должным образом выставить финансовые претензии к России в отношении потерь от аннексии наших территорий.
Cанкции Украины против России имеют исключительно декларативный характер, а простой запрет импорта товаров из России, которые могут производиться в Украине, дал бы стране прирост ВВП на 81 млрд грн — примерно 4%.
Такое мнение высказал в своей статье для ZN.UA ректор Международного института бизнеса Александр Савченко.
“Известно, что Россия уже два года как заблокировала почти весь наш экспорт. Почему Украина не ввела зеркальных мер? Самое главное — почему Украина продолжает покупать у России продовольственные товары и продукты сельского хозяйства? За январь—май этого года таких товаров было закуплено на сумму 146,4 млн долл.! Почему мы покупаем продукты химической (865,4 млн долл.), легкой промышленности (21,6 млн), машиностроения, в том числе “лады”, “газели” и другой хлам (323,7 млн долл.) То есть за пять месяцев текущего года только по этим позициям мы поддержали Россию на 1,4 млрд долл. и на такую же сумму уменьшили наш ВВП! Это называется “экономическая политика по-украински”, несмотря на то, что министр — экспат. Если экстраполировать наш пятимесячный импорт из РФ (по указанным позициям) на год, то потери могут достичь 3,4 млрд долл.! Уважаемые министры, простой запрет импорта товаров из России, которые могут производиться в Украине, дал бы стране прирост ВВП на 81 млрд грн — приблизительно 4%, поэтому эти 3 млрд долл. не надо реструктуризировать…”, – говорится в статье.
По его словам, санкции Украины против России имеют исключительно декларативный характер – за исключением инициативы крымских татар по прекращению поставки в Крым электроэнергии.
“Если говорить честно, то вся отечественная правительственная машина (от Укрэксимбанка до таможни) работает на поддержание импорта и блокировку собственного производства и экспорта. Одним из банальных, но мощных стимулов такой политики являются обычные взятки иностранных (включая, конечно, и российских) лоббистов украинским чиновникам…”, – отмечает автор.
Однако наиболее провальной, по мнению Савченко, является правительственная политика в отношении судебных исков к России за аннексию Крыма и оккупацию части Донбасса вместе со всей госсобственностью.
“Украинские разовые потери я оцениваю приблизительно в 20–25 млрд долл. плюс ежегодные — 4–5 млрд. Если быть конкретнее, то, например, потери НБУ оцениваю приблизительно в 0,5 млрд долл., “Нафтогаза” — приблизительно в 1,5 млрд, Ощадбанка и Укрэксимбанка — приблизительно в 0,5 млрд долл. Никакого иска против РФ надлежащим образом не подготовлено, не говоря уже о судебных делах. Позиция правительства, НБУ и госпредприятий в этом вопросе пассивна, если не преступна! Руководство этих структур фактически оказывает поддержку агрессору на десятки миллиардов долларов! Более того, украинское правительство пытается реструктуризировать долг России на 3 млрд долл. Такая активность в связи с этим долгом меня удивляет. Только твердая позиция МВФ затормозила этот процесс…”, – пишет автор.
По мнению Савченко, в этой ситуации властям нужно дать задание всем госпредприятиям и министерствам и ведомствам должным образом подготовить и выставить финансовые претензии к России в отношении потерь от аннексии наших территорий, причем сделать это необходимо при участии известных западных юридических компаний.
“Далее, включить в статьи поступлений госбюджета на 2016 г. (более реально — бюджетов 2017–2018 гг.) средства или конфискованные у России государственные активы за аннексию наших территорий. Тогда по крайней мере украинский долг РФ в 3 млрд долл. уже в 2016 г. из пассива трансформируется в 3 млрд долл. актива ( кстати, это приблизительно 4% ВВП)! Поэтому эти 3 млрд долл. не надо реструктуризировать…”, – отметил эксперт.
Напомним, Верховная Рада обратилась к парламентам иностранных государств, Европейского парламента и международных парламентских ассамблей относительно продолжения и усиления санкций против Российской Федерации за организацию террористических актов в Украине. Постановление N3623 поддержали 239 народных депутатов.