Кинорецензия. «Виктория» – одна ночь, одно утро, один кадр

11 декабря 2015, 8:18
no image

В украинский прокат вышла «Виктория» – фильм, который должны посмотреть все настоящие любители кино.

Фраза «должны посмотреть все настоящие любители кино» – не гипербола. Дело в том, что «Виктория», которая идет на экране более двух часов, относится к тому редкому разряду фильмов, которые сняты одним кадром. То есть, если расшифровывать этот профессиональный термин (не путать с одним кадром-картинкой), за одно включение кинокамеры. Но даже в ряду этих немногочисленных картин «Виктория» стоит особняком.

Обычно фильмы, снятые одним кадром, даже если их делали по тем или иным причинам (иногда – просто, что называется, «из понтов») знаменитые кинорежиссеры, были, как правило, ограничены в своей стилистике. Например, действие в них происходило в одном помещении (или одном здании), с минимальной динамикой и ограниченным числом актеров.

А оператор всегда работал так, что зритель восхищался его виртуозностью – с акцентированными проходами актеров, за которыми следовала камера, наездами на крупные планы при помощи трансфокатора, тревеллингами (особый вид движения камеры, при котором угол съемок приближающегося объекта не меняется) и так далее.

В «Виктории» всего этого нет. Более того, если не сказать зрителю, что фильм снят одним кадром, вполне возможно, что он этого не заметит – настолько тут органична работа оператора Стурла Брандта Гровлена, заслуженно получившего на Берлинском кинофестивале за работу над фильмом «Серебряного медведя», и его многочисленных помощников.

И это при том, что в «Виктории» не одна или две локации, то есть места съемок, а целых 22, включая улицы и множество разнообразных помещений, от подвалов и ночного клуба до гостиничных холлов и малогабаритных квартир.

Но и это еще не всё. Действие фильма происходит сначала ночью при искусственном освещении, а затем переходит в раннее утро с его натуральным светом – и всё это при только один раз включенной камере (любой фото- или кинолюбитель представляет себе, насколько это сложно). Так что тут надо отметить не только оператора, но и гаферов (осветителей). Хотя они и работали по указаниям Гровлена, который, к тому же, поставил перед собой и своей группой не только техническую, но и художественную задачу – первая половина фильма должна была быть снятой в теплых тонах, а вторая, утренняя, в холодных – но техническая сторона дела была за ними. И справились они с ней прекрасно.

Вообще, о технической стороне съемок можно писать очень долго – тем более, что это наверняка интересно. Ведь сегодня у всех есть опыт самостоятельных съемок, от бытовых камер до мобильных телефонов. Но объем заметки ограничен, и поэтому отсылаю всех к интернету, где есть интервью с Гровленом с множеством технических подробностей, от выбора съемочной и осветительной аппаратуры до описания работы с актерами.

Переходя от работы оператора к режиссерской, важно отметить, что режиссер Себастьян Шиппер выстраивал мизансцены так – опять же, в отличие от большинства фильмов, снятых одним кадром – что подстраивания актеров под специфические условия съемок практически не видно. Кстати, работали над фильмом, если говорить уже о режиссерской и актерской работе, тоже своеобразно – сначала его разбили на десять кусков и репетировали каждый из них, потом сняли два черновых прогона и, наконец, собственно фильм.

Ну и теперь главное – зачем Шиппер выбрал именно такой сложнейший способ съемок? Ведь, как я уже написал, «режиссерских «понтов» в фильме абсолютно не чувствуется. Значит, сверхзадача фильма, по замыслу режиссера, была в другом. Но в чем?

Думаю, в том, чтобы зритель воспринимал происходящее на экране как максимально естественное. Каждый из нас хоть раз в жизни попадал в историю, начало которой совершенно не предвещало будущих неожиданных поворотов. Вот и девчонка Виктория (отличная работа тридцатилетней актрисы Лайа Коста, которая в фильме выглядит намного моложе), уроженка Мадрида, третий месяц живущая в Берлине, познакомившись в ночном клубе с компанией молодых турок-граждан Германии, никак не подозревала, чем уже через полчаса обернется это знакомство.

К тому же – хорошая сценарная находка – она не понимает и не разговаривает по-немецки, отчего с трудом «врубается» в то, в чем сама участвует. А обернулось это знакомство после ночных гуляний, романтического сидения на крыше многоэтажки и начала романа с парнем по прозвищу Солнце кровавой уголовщиной, держащей зрителей в напряжении до самого конца фильма.

Дальше рассказывать не буду, чтобы не уничтожать интригу, но намекну лишь, что в Голливуде такая история, несмотря ни на что, обязательно бы закончилась благополучным финалом. Но то в Голливуде, а не в новом немецком кино.

А съемки одним кадром понадобились режиссеру для того, чтобы зритель все два с лишним часа просмотра не просто сопереживал героям фильма, но и чувствовал себя непосредственным участником событий. И это ему удалось.

Так что – и говорю это вовсе не с целью сделать рекламу фильму, а просто считая его для кого-то отличным экшеном, снятом в псевдодокументальном стиле, а для кого-то учебным пособием – добро пожаловать в кинотеатры.

Автор: Сергей Семенов

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи