Сегодняшняя Россия, которая провела реформу армии в 2009 году, воплощает в жизнь доктрину, представленную в 2013 году главой генштаба страны Валерием Герасимовым.
В ней идет речь о том, что страны могут использовать прямую военную силу даже под видом миротворчества или урегулирования кризисов, только чтобы достичь своих интересов. А также говорится о том, что постепенно стирается грань между войной и миром.
В военном и экономическом отношении Москва сейчас имеет явное преимущество над всеми странами постсоветского пространства, где и пытается распространять свои идеи. Хотя возможности массового военного вмешательства в дела соседей существенно ограничены риском того, что США, Китай или даже Европейский Союз выступят против РФ.
Поэтому Россия на протяжении нескольких лет наращивала специальные силы для ограниченных интервенций. Особый упор делался на 12-тысячный контингент спецназа. Как правило, это очень мобильные войска, которые способны работать профессионально, решительно, при необходимости тайно и за пределами России.
Украина, по сути, должна ответить тем же. Уже понятно, что Кремль не решился на массированное вторжение в вашу страну, но постоянная напряженность на Донбассе может сохраняться еще много лет. Если удерживать на границах большую (пусть и на бумаге) армию, то никто не гарантирует, что она будет готова отразить нападение. Тем более постоянные мобилизации приводят к тому, что все больше специалистов оказывается вне экономики страны.
Украине лучше сосредоточиться на небольшой и компактной армии, способной решать любые задачи. И тут главным направлением реформы должны стать три фактора. Первый – офицерский состав. Большинство профессиональных армий в ЕС и США построены на принципе высококвалифицированных офицеров. Именно они, а не генералы, составляют основу армии: им приходится принимать решения в бою и ориентироваться во многих сферах. Этим офицерам нужно понимать не только основы тактики, но и разбираться, например, в электронике современных систем наведения. В Украине наметились явные улучшения в этой сфере: еще в 2013-м ваши офицеры жили, как в советское время и не хотели меняться. Теперь это в прошлом, хотя вы и заплатили большую цену.
Второе – логистика и обеспечение. Тут пока не все гладко. Данный вопрос находится в компетенции исключительно государства. Для обеспечения армии всем необходимым нужно побороть коррупцию, которая разрослась во всех министерствах обороны стран бывшего СССР. С этого и нужно начинать работу. Раньше ваши генералы могли приводить статистику, согласно которой армия насчитывала более 100 тысяч человек, но когда было нужно, воевать было некому и не на чем. Лучше взять пример с России и сократить численность до 15-20 тысяч человек, полностью вооружив их.
Наконец, третьим фактором реформы должна стать концентрация на определенных родах войск. Честно говоря, глупо такой стране, как Украина, думать о возрождении своего ядерного арсенала. Или к примеру, начинать строительство мощного флота на Черном море без хорошей базы и с нестабильной экономикой. Для победы в гибридной войне стоит сосредоточиться на определенном направлении.
В вашем случае это система подразделений быстрого реагирования, которые могут воевать с сепаратистами и пресекать бунты, пока те не разрослись до масштабов всей страны. Или бороться с войсками соседей, которые негласно переходят границу и называют это “военной помощью” либо “миротворческой операцией”.
Всему миру понятно, что армии становятся меньше и компактнее. Эпоха огромных наступлений уходит в прошлое, теперь важно, кто первый сумеет мобилизовать пусть не большие, но хорошо подготовленные силы.
Марк Галеотти