Россия заявляет о начале борьбы с нелегальной миграцией украинцев. Речь идет о десятках тысяч наших граждан, которые нашли работу в соседней стране. MIGnews выяснял, на каких условиях теперь должны работать наши заробитчане в соседней стране, и вернутся ли они на родину.
На общих основаниях
1 августа этого года Федеральная миграционная служба (ФМС) России предупредила украинских трудовых мигрантов, что им отводят 120 суток на определение своего статуса на территории страны. 28 октября служба напомнила, что льготный режим для них закончится 1 ноября. С этой даты еще 30 дней им отводится на то, чтобы успеть разобраться с документами. То есть с начала ноября льготы перестают действовать, но у тех украинцев, которые по той или иной причине есть желание задержаться в России, есть время на легализацию. После окончания переходного периода, всех нарушителей будут депортировать.
Требования к украинцам содержат исключение. Льготный режим пребывания, то есть без разрешительных документов на работу, продлят для “граждан, которые в экстренно-массовом порядке покинули юго-восток Украины”. Для остальных начинает действовать стандартная схема временного пребывания для граждан СНГ на территории РФ. То есть без разрешительных документов в России можно находиться не больше 90 суток в течение периода, длительностью 180 суток.
Кому готовиться на выезд
Сколько в России находится тех, кто вправе рассчитывать на льготный режим и тех, кто работает нелегально, подсчитать непросто. Украинские чиновники не в силах назвать точное количество украинских заробитчан, которые нелегально работают не только в России, но и в Европе. Тем временем ФМС России провела свою калькуляцию. По ее подсчетам на территории их страны находятся 2,6 млн украинцев. Из них 430 тыс. человек работают нелегально.
Чисто теоретически все эти люди в течение 30 дней могут оформить один из видов разрешительных документов, среди которых патент на работу. Но с начала этого года для украинцев ужесточили и эту процедуру. Для того, чтобы получить патент, мигрант должен обратиться в территориальную миграционную службу и предоставить пакет из восьми документов:
заявление;
документ, удостоверяющий личность с нотариально заверенным переводом на русский язык;
миграционную карту, в которой работа указана как цель визита в РФ, с отметкой о прохождении границы;
полис медстрахования;
справку от нарколога, инфекциониста и сертификат об отсутствии ВИЧ;
подтверждение, что человек владеет русским языком, знает историю России и основы ее законодательства;
квитанцию об уплате налога на доходы физлиц в виде аванса (около 3,5 тыс. рублей в месяц, в зависимости от того, в каком регионе России человек собирается работать);
документ о том, что мигрант стал на учет по месту пребывания.
Но и получение патента не гарантирует, что легального мигранта оставят в покое. Например, украинцы, работающие в России строителями, говорят о том, что зачастую о проверках со стороны милиции все знают заранее и проверяющих нужно “отблагодарить” даже в том случае, если у работников все документы в порядке.
Вернутся ли заробитчане домой?
Данные о количестве украинцев в России, которые дает ФМС, соответствуют подсчетам украинской диаспоры – речь идет о 2,5 млн людей, которые не изменили национальность. О количестве нелегальных мигрантов можно лишь гадать. Глава комитета экономистов Украины Андрей Новак напоминает, что данные условны, ведь на учете они нигде не состоят. Но сколько бы их в России сейчас ни было, домой им возвращаться нет смысла – родина не может им предложить ни работы, ни денег.
“Украинцы в России как правило работают в нефтегазовом комплексе, в лесном хозяйстве. Эти отрасли прибыльны даже в период кризиса. Немало людей работают на стройках. Если кризис в России приобретет те же масштабы, что и в Украине, и строительство просто прекратится, тогда и будут проблемы. Тогда альтернативой для наших заробитчан скорее станут Европа и США, чем возвращение в Украину. Состояние экономики у нас пока что не подразумевает такой рост, который обеспечит увеличение количества рабочих мест”, – констатирует Новак.
Ситуацию с ужесточением условий пребывания для украинцев эксперт сравнивает с периодом 2008 года, когда Россия вела войну в Грузии. Тогда грузин депортировали, зачастую не обращая внимания на разрешительные документы. Эти действия были продиктованы политическими мотивами, а не экономическими. Но точного повторения сценария сейчас не будет – украинцев в России слишком много, чтобы проводить такую же массовую депортацию.
“Если программу по легализации украинских мигрантов будут реализовывать, то те работники, без которых работодатели не смогут обойтись, будут легализовываться, – считает Новак. – Очень часто украинцы выполняют те работы, которые не хотят или не могут выполнять другие работники, в том числе и местное население. В большинстве своем украинцы выполняют те работы, которые местному населению не под силу либо в силу квалификации, либо в силу трудности. Я думаю, что если и будет насильное выселение украинцев, то скорее будут одиночные показательные примеры для российских телекамер. Массового явления не будет, потому что украинцы занимают те места, которые россиянами не заняты”.