За полярным кругом восемь тысяч лет назад занимались селекцией собак и вывели породу, соответствующую современному стандарту сибирской лайки. Это выяснила экспедиция, организованная Институтом истории материальной культуры РАН и другими научными учреждениями.
Археологи работали на Новосибирских островах в Северном Ледовитом океане, между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем — в частности, на стоянке сухопутных охотников на острове Жохова. Это место является одним из наиболее северных археологических памятников мира и древнейшим следом пребывания человека в высоких широтах.
На этой территории собаки были не только одомашнены, но и соответствовали стандарту современных ездовых сибирских лаек, в том числе по массе тела животного — 25 килограммов. Кроме того, собаки Жоховской стоянки доживали до зрелого, а некоторые и до преклонного возраста, о чем свидетельствуют черепа этих животных с сильно изношенной при жизни зубочелюстной системой. Таким образом, люди ухаживали за стареющими животными.
Найденные в ходе раскопок нарты говорят о том, что собаки использовались именно для передвижения, хотя имелись и более крупные особи, которых использовали, скорее всего, для охоты на медведя.
Останки, найденные при раскопках, также позволили восстановить годовой цикл людей, живших в этих местах восемь тысяч лет назад. Тогда современные Новосибирские острова были частью суши, и на побережье располагался постоянный лагерь, где, по разным оценкам ученых, проживали от 25 до 50 человек.
Они практиковали промысел северного оленя и белого медведя, причем добыча оленя была всесезонной, а промысел медведя осуществлялся в основном в зимнее время. По всей видимости, при охоте на северных хищников древние люди довели до совершенства навыки промысла бурого медведя, которыми обладали их предки, жившие в лесотундре и тайге. Медведя добывали для употребления в пищу: нигде в мире следов поедания белых медведей в таком массовом количестве пока не было обнаружено, отмечают археологи.
При раскопках ученые идентифицировали на острове Жохова не менее пяти человеческих индивидов — четверых мужчин и женщины, среди них есть близкие родственники. Генетическое исследование показало, что они принадлежат к группе, имевшей западно-евразийское происхождение. Предки этих людей пришли сюда с территории, лежащей западнее — возможно, с севера Западной Сибири или с Урала. Это население предшествовало любому из современных этносов, известных на этой территории, — юкагирам, народам тунгусо-маньчжурской группы, якутам и русским. Они не имели продолжения в местном населении более поздних периодов.