«Почему молчит президент?». Уже несколько месяцев как налоговая реформа стала заложником политической воли гаранта
По крайней мере, так говорят в Министерстве финансов, и в парламентском комитете по вопросам таможенной и налоговой политики – в двух лагерях, каждый из которых подготовил свой проект налоговой реформы.
Парадокс в том, что и те и другие твердят: последнее слово должен сказать президент, и поддерживает он якобы именно их документ. Пожалуй, при таком раскладе, спросить, что на самом деле поддерживает президент, остается только у самого президента.
Тем временем все больше обостряется другая проблема – потеря доверия кредиторов. В начале ноября ожидается визит миссии МВФ в Украину. Глава Национального банка Валерия Гонтарева даже очертила конкретные сроки ее прибытия – 2-6 ноября.
Высока вероятность, что этого не произойдет. «Миссия приедет тогда, когда будет подготовлен окончательный проект бюджета на следующий год и понятна налоговая база, на которой он будет просчитан», – говорит собеседник издания из Минфина.
Есть еще один факт, который тревожит кредиторов: почему члены президентской команды предлагают два разных проекта налоговой реформы?
Нина Южанина – депутат от президентской партии БПП, глава одного из самых влиятельных парламентских комитетов. Наталья Яресько – министр финансов, назначенный по квоте президента.
«Да, у парламентариев есть право законодательной инициативы, но это ненормально, когда представители одной политической силы, партнеры по коалиции противостоят друг другу в столь важных вопросах», – отмечает источник ЭП в правительстве.
Мировая практика предполагает, отмечает он, что налоговая реформа – это все же прерогатива Минфина. Подобное противостояние заставляет кредиторов усомниться в способности коалиции действовать вместе и проводить реформы.
А пока Минфин оказался в очень сложной ситуации. «Новый проект Налогового кодекса появится вместе с проектом госбюджета» – сообщил источник ЭП.
Так было и в прошлом году – бюджетный пакет появился в Раде в канун новогодних праздников и рассматривался депутатами ночами в авральном режиме. Но тогда речь шла все же об одном пакете документов. Сейчас ситуацию усугубляет наличие двух моделей реформ.
Депутаты обогнали Минфин
На прошлой неделе в Раде появился законопроект так называемой либеральной налоговой реформы, подготовленной парламентским комитетом вместе с общественными организациями.
Регистрации документа в парламенте предшествовала встреча главы профильного комитета Нины Южаниной с представителями МВФ.
Разговор был непростым. МВФ проект реформы не одобрил. Как рассказала ранее в разговоре с ЭП Южанина, постоянный представитель Фонда в Украине Жером Ваше пригрозил, что кредитор даст негативные выводы по либеральной реформе, если депутаты внесут свой документ в парламент.
Договорились договариваться. Ожидается, что фонд более скрупулезно рассмотрит депутатский проект реформы в ноябре. Свою угрозу о негативных выводах Фонд вскоре выполнил.
В принципе в реакции МВФ нет ничего странного. Реалистичность любых реформаторских инициатив в фискальной политике Фонд оценивает по одному критерию – влиянию на баланс бюджета. Этот пункт у депутатского законопроекта хромает. Либеральная реформа сулит дыру в бюджете в размере 207 млрд грн.
Потенциальными компенсаторами депутаты называют в том числе детенизацию зарплат на 25%, которая даст 12,5 млрд грн дополнительных налоговых поступлений в бюджет и «правильно проведенную приватизацию».
Снижение ЕСВ, по мнению депутатов, позволит сократить расходы на бюджетную сферу на 23,2 млрд грн. Эффект от внедрения системы электронного администрирования ПДВ в 2016 году оценивается в 20 млрд грн.
Детенизация и возможная приватизация слишком рискованные и непонятные для МВФ вещи, о которых годами все говорят, но никто не делает. И гарантий того, что сделает в рамках налоговой реформы, нет никаких.
По пункту «коммуникация с МВФ» больше баллов набрало Министерство финансов. У Фонда также есть замечания к предложенной ведомством реформе, но в отличие от депутатов Минфину проще – он находится в постоянном контакте с экспертами Фонда.
Предложенная министерством модель реформы в больше мере отвечает запросам кредитора – она более фискальна и сулит меньшую дыру в бюджете, 60 млрд грн.
На сегодня главный прокол Минфина – отсутствие документа. С компенсаторами также проблема. В Минфине уверяют, что готовы изыскать в бюджете ресурсы для перекрытия этой суммы.
В качестве источников называется сокращение расходов за счет ревизии системы субсидий, оптимизация школ и вузов в рамках реформы системы образования, переход на финансирование медицины в зависимости от предоставленных услуг, а не количества врачей.
Сфера нацбезопасности и обороны уже не кажется столь неприкосновенной – в ней тоже допускается перераспределение средств.
Все эти источники сложно назвать надежными – они требуют проведения системных реформ, которые за год так и не были реализованы. Тем более, что с профильними министрами перспектива сокращения расходов под налоговую реформу пока не обсуждалась.
Минфин поджимают сроки
Тем временем депутатский законопроект активно обсуждается в соцсетях, на публичных мероприятиях. В пятницу 30 октября состоялось расширенное заседание Совета предпринимателей при Кабмине, где бизнес с депутататами высказали свои пожелания к документу.
Проект закона не идеален. К нему много вопросов.
«Слабо смотрится реформирование первых разделов НК, касающихся администрирования. Ситуацию ухудшают введение еще одного вида накладных – акцизных. Для сведения балансов по доходам не хватает расчетов. Такие расчеты могут показать, что ставки должны быть не ниже 18%», – отмечает президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко.
По его мнению, НК нужно дополнить пунктом о запрете работать много месяцев в фискальной службе в качестве и.о.
По словам главы парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктора Галасюка (РП), Радикальная Партия будет настаивать на скорейшем рассмотрении этого законопроекта в парламенте для того, чтобы принять его в первом чтении и иметь время на доработку ко второму.
«Мы хотим, чтоб он стал основой для разработки нового бюджета и не повторилась ситуация прошлого года, когда поправки в Налоговый и Бюджетный Кодексы принимались в последний момент. Тогда имела место имитация налоговой реформы», – сказал он в разговоре с ЭП.
Под либеральной реформой свои подписи поставили 114 депутатов. Это, по мнению депутата, говорит о том, что у него есть довольно высокая поддержка в парламенте. «Будем проводить дополнительные консультации с депутатами», – отмечает он.
Уже сейчас видны вещи, говорит Галасюк, которые нужно поправить ко второму чтению. Например, уточнить механизм освобождения от налогообложения реинвестированной в производство прибыли, повысить пороги в «упрощенке» для малого бизнеса, ограничить сумму зарплаты на которую начисляется единый социальный взнос.
Глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина допускает, что комитетский законопроект может быть рассмотрен на третьей пленарной неделе. Cогласно графику пленарных заседаний, речь о периоде 24-27 ноября.
Она уверяет, что бюджет-2016 должен готовится на базе либеральной налоговой реформы. «Сейчас должно быть прямое указание – не знаю кого, но влиятельного лица в государстве – сесть всем за круглый стол и формировать бюджет-2016 с учетом данной реформы», – почти не намекнула в разговоре с ЭП Нина Южанина.
«Сокращение социальных расходов априори невозможно. К реформе нужно подойти конструктивно, особенно в таких вопросах, где имеет место разворовывание средств, их неиспользование, где есть дыры, в которые деньги просто уплывают. Например, речь о пенсионной системе. Я хочу посмотреть, сколько тратится средств на администрирование пенсионной системы, как работают территориальные подразделения Пенсионного фонда», – говорит Южанина.
Согласно регламенту Верховной Рады, альтернативные законопроекты вносятся спустя две недели после подачи первого документа на обозначенную тему. Депутаты зарегистрировали свой вариант налоговой реформы 26 октября.
Таким образом на соблюдение регламента у министерства финансов есть еще неделя – до 6 ноября. А дальше возможны несколько сценариев развития событий.
Cценарий 1. Стороны сядут за стол переговоров и выйдут на единый документ, который примет парламент.
На публику члены профильного парламентского комитета декларируют готовность разговаривать с Минфином. Теоретически – можно было бы взять один из документов за основу и дорабатывать.
Как известно ЭП, некоторые точки соприкосновения есть. Так, в части администрирования министерство не согласно с внедрением института налоговых консультантов – это звено может превратиться в новую коррупционную прослойку.
При этом Минфин не против запуска электронного кабинета плательщика, новой системы апелляционных обжалований решений контролирующих органов, как это предлагают депутаты.
Но ситуацию в целом это не спасает. Документы разные по своей сути и философии. По информации издания, Яресько работать с депутатским документом принципиально не готова.
Южанина говорит, что за все это время не смогла пообщаться с Яресько, но готова идти на компромисс по некоторым ставкам, если «будет видно, что нет возможности сбалансировать доходы с раходами».
Например, речь об аграриях: возможна отмена льготного режима НДС при выделении дотаций. В философии реформы и сроках вступления в силу реформы Южанина принципиальна – изменения должны быть либеральными, новое законодательство – должно заработать с января 2016 года.
Сценарий 2. Верховная Рада примет один из документов.
С прохождением обоих законопроектов в парламенте могут возникнуть сложности.
По процедуре перед рассмотрением в сессионном зале свой вывод по законопроекту должен дать профильный парламентский комитет. Будет очень странно, если комитет, который в противовес Минфину инициировал собственный документ, рекомендует к принятию законороект своего «соперника».
С одной стороны в списке соавторов депутатского законопроекта числятся представители всех фракций. С другой – их всего 114 при необходимых 226. Обеим сторонам придется проводить переговоры с руководством парламентских фракций для набора достаточного количества голосов.
Тут у Минфина будет козырь – просчитанный на базе своей налоговой реформы бюджет. Депутаты окажутся в менее выгодном положении – налоговая реформа без бюджета будет выглядеть намного слабее.
Сценарий 3. Ни вашим, ни нашим. Оба документа будут рассматриваться в парламенте – депутаты провалят голосование.
Вероятный вариант. Он случится, если в Раде не наберется достаточного количества голосов, если президент и премьер-министр не выскажут свое отношение к происходящему.
В этом случае НК ждут косметические изменения, а бюджет-2016 будет максимально близким к обнародованной Минфином версии.
Риски провала реформы увеличиваются в контексте ожиданий переформатирования правительства. До недавних пор уход Яресько с поста министра финансов обсуждался только в связи с тем, что она станет будущим премьером. Сейчас информационный фон изменился.
Не исключено, что в случае принятия либеральной налоговой реформы Яресько уйдет. Возможны перестановки на уровне ответственных за фискальное направление замминистров финансов.
Кадровая перезагрузка Кабмина в целом и Минфина в частности может оказаться достаточно веской причиной для отсрочки налоговой реформы на неопределенный срок.