Союзниками Порошенко в продавливании спецзакона о выборах в Донбассе выступают лишь две фракции коалиции. Ситуация чревата парламентским кризисом.
Публичная информация о результатах договоренностей, достигнутых 2 октября на встрече нормандской четверки в Париже, за неделю претерпела значительные изменения, пишет ЛІГАБізнесІнформ. В первые часы после переговоров президент Франции Франсуа Олланд объявил о том, что Россия выведет свои войска из оккупированного Донбасса и постепенно вернет Украине контроль на границе после местных выборов по украинскому законодательству. Но через несколько дней после Парижа украинские власти поправили порядок действий. По словам заместителя главы АП Константина Елисеева, выборы возможны только после вывода российских войск и техники. “Мы делаем эти процессы параллельно. Мы стараемся готовить выборы, но в то же время подталкиваем боевиков… к выходу”, – сказал он.
Президент Петр Порошенко публично не рассказал о всех существенных деталях парижских переговоров. Но 5 октября состоялась его встреча с лидерами коалиционных фракций, поддержка которых будет необходима ему для имплементации договоренностей. Порошенко объявил, что не видит иного пути урегулирования кризиса в Донбассе, кроме как настоящие выборы по специальному закону и критериям ОБСЕ. Принципиальным условием проведения таких выборов он назвал обязательное участие в них украинских партий, свободная работа СМИ и предоставление внутренним переселенцам права участвовать в голосовании.
В четверг в Верховной Раде министр иностранных дел Павел Климкин также заверил, что местные выборы не будут проводиться там, где присутствуют иностранные войска. Комментируя болезненный для общества вопрос амнистии боевиков, Климкин заявил, что до проведения выборов и формирования в Донбассе легитимных судебных и прокурорских органов начать этот сложный юридический процесс невозможно. “И все, кто совершил преступления против человечности, не попадут под амнистию”, – сказал он.
Очевидно, в реализации парижско-минских договоренностей для Украины сейчас важнее сам процесс – процес сдерживания российской агрессии, удержание конфликта в не боевых рамках, сохранение поддержки Запада и надежда на то, что российские боевики оккупанты не пойдут на честные, свободные выборы с участием переселенцев, украинских партий и доступом украинских медиа в регион. Тем самым Кремль может сорвать мирное урегулирование и подставиться под новые санкции.
Однако такая тактика, особенно с нынешним уровнем коммуникации власти с обществом, несет большие риски не только для администрации Порошенко, но и для украинского государства.
Судя по тем политическим спекуляциям и открытым силовым конфликтам, которые сопровождали в первом чтении принятие изменений в Конституцию, специальный закон о выборах на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, амнистия боевиков – темы, в прямом смысле, взрывоопасные. Порошенко уверен, что парламенту хватит голосов для принятия этого закона. “Не сомневаюсь. Хотя есть политические силы, которые заинтересованы в дестабилизации, в продолжении внутреннего конфликта. Я подчеркиваю, что это и есть план Путина”, – сказал президент.
Риторика Банковой не нова: кто не с нами, тот раскачивает лодку в интересах Кремля. А каковы настроения в парламенте?
Редакция ЛІГА.net поинтересовалась у лидеров фракций в Верховной Раде, на каких условиях их политические силы готовы голосовать за специальный закон о проведении местных выборов в Донбассе.
Условно за: БПП, Народный фронт
Фракция БПП в парламенте колеблется в соответствии с генеральной линией Петра Порошенко. Если еще в июле лидер фракции Юрий Луценко вслед за президентом был категорически против проведения местных выборов даже на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей, и уж тем более в оккупированных районах по спецзакону, то теперь риторику изменил кардинально. Новая позиция фракции, отметил он, сформирована после встречи коалиции с Порошенко по итогам переговоров нормандской четверки в Париже.
По словам Луценко, Путин в Париже пытался убедить европейских лидеров, что санкции против России надо снимать. Кроме того, он хотел навязать Украине территории Л/ДНР, но без вывода оккупационных войск и военных формирований боевиков.
“Но достигли иных договоренностей. Во-первых, расширен мандат миссии ОБСЕ. До этого она контролировала исключительно буферную зону столкновения, теперь сможет контролировать всю территорию, включая украинскую государственную границу. Также они будут следить за отводом вооружения менее 100 мм и выводом российских оккупационных войск через границу. Отвод уже начали обе стороны, он будет продолжаться 41 день. После этого до конца года должны выйти российские оккупационные войска. И это должна зафиксировать миссия ОБСЕ, которая станет на границе между Украиной и Россией”, – сказал он. Судя по заявлениям лидеров боевиков и московских политиков, они трактует соглашения в Париже совсем не так, как Луценко.
Второй блок парижских договоренностей – политический. Он предусматривает принятие окончательных изменений в Конституцию, в которых упоминается особый порядок самоуправления на оккупированной территории Донбасса, закон об амнистии, специальный закон о выборах. “Этот вопрос тоже дебатировался. Признали: выборы сейчас, в этом году, провести там невозможно. Нужен специальный закон плюс 90 дней. Тем не менее, уже в этом году должен произойти вывод российского контингента, а потом оккупационных войск. Таким образом, сейчас не идет речь о том, что выборы состоятся в этом году. Сейчас вообще не идет речь о том, что выборы могут пройти в нынешней ситуации. Четко констатировано всеми сторонами, включая Путина, что выборы должны пройти после выполнения всех условий специального закона”, – пояснил лидер фракции БПП.
На вопрос, где и кем разрабатывается законопроект о проведении выборов в Донбассе, Луценко ответил: “Исключительно Верховной Радой. До конца года он должен быть разработан и принят”.
Луценко добавил, что в специальном законе должны быть закреплены определенные предпосылки для проведения таких выборов: вывод оккупационных войск, сложение оружия боевиками, возвращение украинских СМИ, участие в выборах исключительно тех партий, которые зарегистрированы в Минюсте Украины, формирование избиркомов через украинский ЦИК и право на голосование для миллиона переселенцев. Все это, считает он, обезопасит Украину от участия в выборах откровенных преступников и убийц.
“Ни Моторолла, ни Гиви, ни другие уроды с автоматами не могут принимать участие не только в выборах, но и вообще в свободной жизни Донбасса”, – заверил он. На уточняющий вопрос, смогут ли баллотироваться нынешние так называемые лидеры Л/ДНР, Луценко ответил: “Господин Захарченко, который организовал государственный переворот и лично отдавал приказы стрелять по украинским гражданам, не только не может принимать участие в выборах, но и должен предстать перед специальным судом”.
С похожей позицией примирения с Донбассом выступает и фракция Народного фронта. Ее лидер Максим Бурбак отказался говорить с ЛІГА.net о том, на каких условиях депутаты проголосуют за закон о выборах в Донбассе: “Первое условие – посмотреть на него”.
Однако его заместитель Сергей Пашинский, который во фракции представляет условную группу Турчинова, уверен: выборы в Донбассе нужны. “Ситуация простая. Однозначно надо проводить выборы и создавать легитимные органы власти. Возможно ли это сделать сейчас, так, как это себе видят боевики? Нет, принципиально невозможно. На сегодняшний день украинское правительство не контролирует оккупированную территорию. Готовы ли мы к поиску компромиссов? Да, готовы”, – сказал он.
Пашинский отметил, что главное условие фракции – восстановление контроля над границей и над оккупированной территорией. В противном случае выборы невозможны технически. “Я даже не говорю, что там должны стоять наши военные части. Но судопроизводство, поддержание общественного порядка… Там нет наших управлений юстиции, там вообще нет украинской власти. Когда мы все это сможем смоделировать, тогда мы готовы двигаться вперед. Это не позиция БПП или Народного фронта, неправильно сейчас искать противоречия… Но нам не нужен пиар любой ценой: когда выходит какое-то несчастье, которое на фронте ни разу не было, и рассказывает, что надо воевать до последнего украинского солдата и дойти до Воронежа”, – считает Пашинский.
В ходе подготовки закона Пашинский предлагает прописать в нем модальные условия, без выполнения которых выборов не будет. В начале следующей недели в Минске по этому вопросу будет заседать политическая группа, и если они достигнут конкретных договоренностей, то имплементировать их будет несложно: “Можем принять закон хоть через две недели. Закон будет очень контраверсийный. Мы невоенными методами собираемся ликвидировать последствия военной агрессии, это серьезная вещь”.
Условно против: Самопомощь, РПЛ, Батькивщина
Три фракции не исключили напрямую принятия закона о выборах в Донбассе в случае достижения определенных условий, но отказываются обсуждать этот вопрос в нынешних условиях. Традиционно это внутренняя оппозиция в коалиции: Самопомощь и Батькивщина, а также вышедшая недавно из большинства фракция Радикальной партии Ляшко.
“На данном этапе мы голосовать не просто не готовы. Это преступно. Как вы это себе представляете? Голосовать законопроект, который должен действовать на территории, которая сегодня де-факто не контролируется украинским государством?” – сказал в комментарии лидер фракции Самопомощь Олег Березюк. Его политические условия для обеспечения голосов: освобождение Донбасса и функционирование на этой территории военно-гражданских администраций “для налаживания полноценной качественной жизни и условий для свободного волеизъявления”.
У фракции Олега Ляшко условие только одно: освобождение от оккупантов. “Сейчас, безусловно, мы не будем голосовать. Мы уверены, что невозможно проведение свободных выборов на оккупированной территории. Это нонсенс”, – заявил Ляшко.
По его словам, выборы под дулами российских автоматов не должны состояться. Всем, кто рассчитывает на контроль международной миссии ОБСЕ, в свойственной ему манере Ляшко советует пойти и принять участие в выборах лично: “Когда убеждали голосовать за изменения в Конституцию, Порошенко лично мне говорил, что выборы состоятся только при условии вывода войск, перекрытия границы, возвращения украинской власти. Теперь по результатам заседания в Париже нам говорят другое: сначала изменения в Конституцию, потом выборы, а потом вывод войск. Это обман и легализация террористов”.
Кроме того, считает Ляшко, Порошенко должен выйти к обществу и персонально рассказать, какие договоренности были достигнуты с Путиным в Париже. “Что за конспирология вокруг за переговоров? Покажите протоколы, о чем договорились, чтобы не было вопросов. Вместо этого подают препарированную, дозированную информацию”, – сказал он.
Лидер фракции Батькивщина Юлия Тимошенко назвала невозможными выборы в Донбассе до полного восстановления контроля над регионом. Любой другой вариант она называет сдачей украинской земли вместе с народом. Соратники Тимошенко будут голосовать за закон только после вывода российских войск и разоружения кремлевских боевиков. “То есть, когда прекратится конфликт”, – уточнила она.
Заместитель главы фракции Батькивщина Сергей Соболев заявил, что при соблюдении вывода российских войск никакой специальный закон для выборов в Донбассе не понадобится. “Мы считаем, что после того как будут выведены войска с территории, которую Россия оккупирована, вся техника, вооруженные бандформирования, будет завершен обмен заложниками – что все это можно урегулировать действующим законом, никаких специальных законов тут не надо. Если это выборы на свободной территории, то должен действовать единый закон для всей Украины”, – подчеркнул он.
Обсуждать конкретные предложения для закона Соболев не берется: “Я не обсуждаю то, чего мы не видели”.
Предстоят торги
Элементарный подсчет свидетельствуето том, что в нынешних условиях, при заявленных позициях, коалиции в Верховной Раде не хватит голосов для принятия закона. Придется искать голоса вне коалиции, среди внефракционных и депутатов Оппоблока. Причем искать с запасом. Кнопки нажмут далеко не все депутаты от БПП и Народного фронта (ряд депутатов в беседе с ЛIГА.net категорически отрицали такую возможность). Политические торги неизбежны. “Скорее всего, все будет как обычно: с Банковой сбросят закон и будут гнуть депутатов”, – предположил один из народных депутатов от коалиции.
Возможности для осуществления точечного давления на депутатов при недоборе голосов у Банковой значительно расширились после ареста депутата от РПЛ Игоря Мосийчука, подозреваемого в получении взятки. Образцово-показательное, с нарушениями регламента, задержание Мосийчука дает четкий посыл: от подобного не застрахован никто из представителей Верховной Рады. Еще больше рычагов влияния на строптивых депутатов Банковая получит, если генпрокурору Виктору Шокину удастся продавить упрощенную процедуру лишения депутатской неприкосновенности. О таком желании Шокина сообщил Луценко. “Я общался с генеральным прокурором. Его позиция заключается в том, что действующий регламент позволяет депутатам избегать наказания или меры пресечения. Поэтому он будет просить президента инициировать изменения в регламент как неотложный закон, который будет предусматривать упрощенную процедуру лишения депутатской неприкосновенности”, – отметил он.
Время закрепить свои позиции в Верховной Раде и увеличить штат союзников у Банковой есть: до выборов в органы местного самоуправления 25 октября накалять обстановку в обществе власть не будет. Согласно изменениям в календарный план работы, следующее пленарное заседание парламента состоится только 3 ноября. Тогда как раз станет понятно, как выполнена первая часть парижских соглашений: отвод танков, минометов и пушек калибра менее 100 мм, соблюдение режима тишины, освобождение заложников, доступ наблюдателей ОБСЕ ко всей оккупированной территории и вывод российских войск. Если нет – то нет и смысла спешить с внесением закона о выборах в парламент.
“Сейчас ведутся консультации и дискуссии. Путь будет долгим”, – считает депутат от БПП Александр Черненко.