В Киеве и в Москве по-разному расценили решение ДНР и ЛНР перенести местные выборы с 18 октября и 1 ноября на 21 февраля.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал: «Это еще один пример гибкого и конструктивного подхода в интересах реализации Минских договоренностей». Представитель Украины в политической подгруппе на переговорах Роман Безсмертный уточнил, что выборы требовалось не перенести, а отменить. Поэтому он назвал решение ДНР и ЛНР шантажом с целью добиться от Украины решений, на которых республики и Россия настаивали ранее. Президент Порошенко увидел в решении ДНР и ЛНР шанс на устойчивое перемирие, которое, по его словам, позволит Украине «вернуться на Донбасс», пишет Независимая газета.
О чем лидеры стран «нормандской четверки» договорились в Париже и что это означает для Украины, рассказал вчера Верховной раде министр иностранных дел Павел Климкин. По его словам, ранее доминировала российская сторона, которая пыталась «навязать свою логику». В Париже 2 октября украинские позиции значительно усилились, заверил министр: «Это – еще не конец российской агрессии, но шанс. Шанс, что украинские флаги вернутся в Донецк и Луганск».
Климкин рассказал, что «нормандская четверка» рассмотрела три блока вопросов: в сфере безопасности, в политической и гуманитарной сферах. По первому вопросу договоренности были достигнуты ранее и сейчас начали выполняться. Вчера от линии разграничения в Луганской области были отведены танки, начался отвод легкой артиллерии. Министр отметил, что далее планируется перемещение минометов, а также начало разминирования территорий под контролем ОБСЕ. Затем – допуск миссии ОБСЕ на всю территорию Донбасса, включая зону, граничащую с РФ. «Это чрезвычайно важно. Это – шанс постепенно вытеснить оттуда российские войска, наемников, боевиков и террористов», – пояснил Климкин.
Депутатов больше интересовали условия, на которых в Париже договорились проводить выборы на Донбассе. Особенно – вопрос амнистии. Светлана Залищук от «Блока Петра Порошенко» напомнила, что президент Франции Франсуа Олланд сообщил о договоренности предоставить иммунитет для всех участников выборов. Климкин отметил, что «никакой временный иммунитет уголовного преследования не отменяет и не заменяет юридический процесс амнистии». Он подчеркнул, что Украина не согласится на тотальную, «списочную амнистию». Но начнет процесс рассмотрения действий каждого человека, воевавшего за ДНР и ЛНР, не сейчас, а после того, как на всей территории Донбасса будут функционировать украинская прокуратура и суды.
Депутат от фракции «Батькивщина» Сергей Соболев поинтересовался у министра, когда же планируется проводить выборы – до или после вывода из региона иностранных войск. Климкин заверил, что только после: «Выборы на территории, где находятся иностранные войска, по определению невозможны». Он пояснил, что в Париже договорились о таком алгоритме: вначале присутствие на всей территории Донбасса представителей ОБСЕ, которые проконтролируют вывод иностранных войск, техники и вооружений. Затем приезд на Донбасс представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека (одна из структур ОБСЕ), которые сделают свои выводы о безопасности проведения выборов и предложат рекомендации по условиям их проведения. Только после этого Верховная рада, по словам Климкина, сможет приступить к рассмотрению специального законопроекта об особенностях выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Сейчас министр порекомендовал депутатам начать политическое обсуждение этого вопроса.
Днем ранее спецпредставитель ОБСЕ на переговорах в Минске Мартин Сайдик сообщил журналистам, что законопроект о выборах на Донбассе уже разрабатывается: «Рабочая группа по политическим вопросам сейчас сосредоточится на проработке особого закона о местных выборах. Наличие такого закона дало бы возможность провести выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в полном соответствии с Минскими соглашениями».
Изложенная Климкиным схема вызвала у Верховной рады новые вопросы: она вряд ли позволяет успеть сделать все необходимое для проведения выборов 21 февраля. Министр отметил, что названная главами ДНР и ЛНР новая дата – это не решение «нормандской четверки». «Игра с переносом сроков – грязная игра», – сказал он.
Судя по словам Климкина, в Киеве считают, что ДНР и ЛНР не отменили, а перенесли не согласованные с Украиной выборы, чтобы получить возможность для маневра в других вопросах. «Никакого особого статуса Донбасса в природе не существует. Есть уже принятый Закон «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». И есть ссылка на этот закон в проекте изменений в Конституцию Украины», – заверил министр. Он сказал, что в этом вопросе украинская власть не изменит свою позицию.
Отвечая на вопрос лидера крымско-татарского меджлиса, депутата от «Блока Петра Порошенко» Рефата Чубарова, Климкин вынужден был признать, что достигнутые в Париже договоренности держатся на честном слове. «У нас нет доверия к России, такое доверие не появится и в будущем», – сказал он, заметив, что в рамках «нормандского формата» ставится задача путем давления заставить российскую сторону участвовать в урегулировании ситуации на Донбассе. При этом Киев требует от ДНР и ЛНР отменить не только выборы, которые ранее были назначены на 18 октября и 1 ноября, но также результаты состоявшихся 2 ноября 2014 года выборов, на которых были избраны главы и парламенты республик. Тема Крыма вынесена за скобки переговоров в «нормандском формате», подтвердил Климкин. Но подчеркнул: «Тема Крыма никогда не исчезнет, не будет снята с повестки дня, пока Россия не освободит Крым».
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что в лучшем случае до конца текущего года удастся «согласовать компромисс по формуле местных выборов и попробовать провести соответствующий закон через Верховную раду».
Петру Порошенко в этой ситуации приходится маневрировать между мнением общества и позицией Запада. Вчера, выступая на совещании по вопросам информационно-патриотического воспитания, украинский президент подчеркнул, что начавшийся отвод вооружений от линии соприкосновения на Донбассе должен перерасти в устойчивое перемирие. «И в условиях такого перемирия мы имеем шанс достичь мира и, я убежден в этом, возвращения оккупированных территорий», – сказал он, назвав малодушием призывы возвести стену между Донбассом и остальной Украиной. «Оставить землю врагу и в конце концов двигаться в Европу – это ошибка. Не вернув Донбасс, мы не вернем Крым», – пояснил Порошенко. Он отметил, что решение ДНР и ЛНР не проводить выборы, которые сорвали бы Минский процесс, – это «новая реальность», которую он оценивает со сдержанным оптимизмом: «Но мой приказ войскам – не расслабляться, до победы еще далеко».
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский считает, что нынешнюю ситуацию на Донбассе рано оценивать как победу Украины. По его мнению, российская сторона просто изменила тактическую задачу: «Добиться контроля над Украиной через процесс выборов. Причем не только в подконтрольных сепаратистам районах, а выборов по всей Украине». Сунгуровский отметил, что ситуация будет развиваться в том или ином ключе в зависимости от того, будет ли выполнена эта задача. По его словам, если добиться цели мирными средствами не удастся, то Россия задействует иные средства. В этом случае скорее всего нужно ожидать возобновления интенсивных боевых действий.