Последние новости
22 ноября 2024
21 ноября 2024

Такая разная Меркель: два неожиданных решения канцлера, – журналист

17 сентября 2015, 14:16
no image

Решение Меркель открыть границы Германии для беженцев не основывалось ни на тактике, ни на стратегии.

Об этом написала Джуди Демпси, старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа».

Это был лишь вопрос времени. После того, как в течение двух дней – 12 и 13 сентября – в баварский город Мюнхен прибыли около 14 тыс. беженцев, местные власти сообщили, что их возможности по приему новоприбывших исчерпаны. Терпение местных чиновников относительно центральных властей Берлина было на исходе.

Немецкий министр внутренних дел Томас де Мезьер 13 сентября заявил, что границы страны с Австрией будут временно закрыты, всего через несколько дней после того, как Берлин распахнул свои кордоны для беженцев. «Эти меры – также сигнал для Европы», – сказал Мезьер, указывая на то, что есть много задач, которые нужно быстро решить. – Введение временного пограничного контроля не решит проблему в целом».

Огромная общественная поддержка режима открытых дверей для беженцев из Сирии, Ирака и Эритреи среди немцев остается прежней. Сообщение о том, что к концу года в страну должны прибыть около 800 тыс. беженцев, не смутило жителей Германии.

Благодаря своей политике в отношении беженцев канцлер Ангела Меркель стала героиней среди борцов за права человека и либералов по всей Европе. Тем не менее, она также вызвала крайнюю неприязнь со стороны правительств Восточной и Центральной Европы. Они не хотят, чтобы лидеры ЕС, и особенно Меркель, рассказывали им о том, как они должны разделить тяготы размещения беженцев.

Консервативные политические союзники Меркель в Баварии также раскритиковали ее стиль руководства. Баварский Христианско-социальный союз – «сестринская» партия Христианско-демократического союза Меркель – удивилась, почему канцлер решила открыть государственные границы в одностороннем порядке. Члены партии знают, что большинство других стран не хотят принимать беженцев. Перед встречей министров внутренних дел ЕС 14 сентября лидер Христианско-социального союза Хорст Зеехофер сказал, что политика Меркель в отношении кризиса беженцев плохо продумана.

Действия канцлера ФРГ по отношению к беженцам похожи на еще одно радикальное решение, принятое в марте 2011 года. Оба эпизода многое говорят о ее стиле руководства. Так, после аварии на атомной электростанции Фукусима в Японии Меркель сделала резкий поворот, ставший полной неожиданностью для ее собственной партии. Она заявила, что Германия намерена полностью упразднить атомную энергетику.

Ее реакция на кризис беженцев была схожей. Решение относительно атомной энергетики не основывалось ни на тактике, ни на стратегии. Катастрофа на Фукусиме произошла в период избирательной кампании в Баден-Вюртемберге – двигателе немецкой экономики. На протяжении десятилетий Юго-Западная Германия управлялась христианскими демократами, но им грозило поражение от оппозиционных зеленых.

Тогда комментаторы говорили, что решение Меркель упразднить ядерную энергию – то, чего всегда требовали зеленые – было циничной и тактической попыткой выиграть выборы. Если это и так, то подобное решение было не лучшим выбором. Зеленые провели энергичную кампанию, и впервые в истории Германии взяли бразды правления в свои руки.

Стратегическим решение Меркель также не назовешь. Сектор возобновляемой энергетики в Германии не был достаточно развитым, чтобы компенсировать постепенный отказ от ядерной энергии в течение лишь одного десятилетия.

Главное, что Меркель при этом не проинформировала своих партнеров по ЕС относительно принятого решения, хотя энергетическая политика Германии и поставки из этой страны влияют на соседние государства. Зачем же Меркель прибегла к политике, к которой стояла в оппозиции ее собственная партия, и которая повергла в шок большие энергоемкие химические и инжиниринговые компании Германии, а также оставила в неведении партнеров по Евросоюзу?

Как ученый, Меркель была потрясена тем, что произошло на Фукусиме. Для Меркель с ее репутацией чрезмерно осторожного политика, это решение было спонтанным и очень рискованным.

Это же можно сказать и о решении открыть границы Германии для беженцев. В этом не было тактического просчета, о чем свидетельствует беспокойство внутри ее консервативного блока. Это решение не базировалось на стратегии: Германия не готова к подобному наплыву и интеграции десятков тысяч новоприбывших. Она не проинформировала своих европейских партнеров. Это было ее одностороннее решение, как и поэтапный отказ от ядерной энергетики. Почему?

«Сострадание», – сказал известный христианский демократ и председатель Комитета по международным отношениям Европарламента Эльмар Брок. «Предоставить убежище также требовал закон. Мы собираем последствия американского вторжения в Ирак», – добавил он.

Ответ Меркель на кризис беженцев подтолкнул Германию к неоднозначной роли лидера. Проявив инициативу по радушному приему беженцев, у Германии теперь нет другого выбора, кроме как взять на себя инициативу по созданию устойчивой политики в отношении беженцев внутри Евросоюза.

Речь идет не только о создании приемных центров в Греции и в странах Восточных Балкан, с целью урегулирования потока соискателей убежища и экономических мигрантов; не только о противодействии контрабандистам, которые перевозят беженцев через Средиземное море; не только о переоценке всего арсенала помощи ЕС для его южных соседей. Речь также идет о прекращении войн в Сирии, Ираке и Ливии – то, к чему Меркель и другие европейские лидеры еще могут обратиться.

По материалам: НВ

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи