Православные христиане 29 августа празднуют третий Спас - Ореховый. Как сообщает Центр информации Украинской Православной Церкви, ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу), сегодня Церковь празднует Перенесение Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
“Этот праздник установлен Православной Церковью в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Х веке. В документе, найденном в IV веке Евсевия Кесарийского в Эдесском архиве, говорилось о том, что обладатель Эдессы Авгарь страдал проказой. Зная о чудодейственных способностях Иисуса Христа, он послал к Спасителю живописцу Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и исцелить его.
Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и вытер им Свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. После воскресения Христа, апостолом Фомой был послан в Эдессы один из 70-ти учеников Христа – Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя и распространил там христианство”, – объясняет отец Виктор.
По словам монаха, во времена иконоборческой ереси в Византии VIII века в доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731 годы) направил письмо Константинопольскому императору, в котором указал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Эдессе как на общеизвестный факт.
Православной церковью этот тип иконы рассматривался как важнейшее свидетельство истинности иконопочитания, завещанного самим Христом.
“Образ Иисуса Христа, установленный царем Авгарю над главными воротами города, похитили мусульмане, и лишь девять столетий спустя он был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено его чествование. Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия Спас на полотне, Спас Нерукотворный”, – говорит священнослужитель.
По словам отца Виктора, в народе этот праздник больше известен как Ореховый Спас, благодаря началу сбора орехов. Образ Христа на Руси очень уважали, поэтому третий Спас, после Медового и Яблочного, называли еще Спас на полотне, Полотняный или Хлебный. В этот день проходили ярмарки, на которых торговали холстами.
“Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая”, – добавил отец Виктор.