Автодром
Новый чеченский автодром — 12 километров высококлассных гоночных трасс европейского уровня, 2 года строительства, 1,5 миллиарда рублей только по официальным данным. Гоночный трек — подарок президента Чеченской республики Рамзана Кадырова своему отцу Ахмату-Хаджи. В 2015-м ему исполнилось бы 64 года. Но жизнь первого чеченского президента трагически прервалась 12 лет назад в результате теракта на стадионе в Грозном.
В том, что сын очень любит своего отца и уважает его память всеми доступными средствами, ничего плохого нет. Удивительно то, за счет кого это делается. В случае Рамзана Кадырова — память его отца из собственного кармана профинансировали простые россияне, среди которых родственники тех российских солдат, кому по приказу главного муфтия Чеченской республики Ичкерия в 1994-96 годах резали головы.
Ежегодно Чечня получает из федерального бюджета около 60 миллиардов рублей, а это — 854 миллиона долларов. Этими деньгами по своему усмотрению распоряжается президент Чечни Рамзан Кадыров, мать которого руководит региональным фондом развития.
Небоскреб
Но автодром — лишь капля в море безграничной сыновней любви. На выходных в Грозном забили первые сваи в основание того, что станет самым высоким небоскребом в регионе — “Ахмат Тауэр”.
Это 400-метровое проявление уважения к Ахмату Хаджи Кадырову будет стоить, по самым скромным подсчетам, 1 миллиард долларов — трехлетнее дотационное финансирование чеченского бюджета Путиным. Зачем строить такой небоскреб в Грозном, где половина офисов знаменитого центра “Грозный-Сити” стоят пустыми, неизвестно.
Среди тех, кто будет финансировать строительство, — уже упомянутый региональный фонд развития имени Ахмата-Хаджи Кадырова. До 2025 года Кадыров просит у Путина выделить Чечне на различные проекты по развитию полтриллиона рублей. Это — больше семи миллиардов долларов.
Ультиматум России
При этом, министерство промышленности и энергетики Чечни во вторник обратилось к российскому минфину с фактически ультиматумом — просьбой о списании 16 млрд рублей долга за газ. Речь идет об объеме голубого топлива, который республика использовала во время Второй чеченской войны в 1999-2009 годах. Мол, во время боевых действий энергоресурсы потребляли предприятия, которые затем обанкротились. А значит — выбивать долги фактически не из кого.
Сомнений в том, что Путин спишет долг Кадырову за газ, нет никаких. Ведь Кремль прочно сидит на финансовом крючке Грозного. И многомиллиардные дотации, на которые Рамзан Кадыров строит небоскребы и автодромы в память о своем отце. А это не что иное, как плата за лояльность и кажущееся спокойствие в бывшей горячей точке.