В понедельник правительства России и Украины обменялись обвинениями в связи с обострением насилия в Восточной Украине: есть жертвы в Мариуполе и Донецке. На этом фоне "Путин нанес визит на аннексированный черноморский полуостров", пишут СМИ. Tageszeitung призывает заключать новое соглашение взамен неработающего "Минска-2" - "только" о прекращении огня.
Москва и Киев обмениваются обвинениями в связи с новой вспышкой насилия в Восточной Украине, пишет в The Wall Street Journal Томас Гроув. Вопреки соглашению о прекращении огня, повстанцы, которых поддерживает Россия, и украинские силы в последние дни усилили обстрелы. Глава МИД РФ Лавров возложил вину на Киев, заявив, что его силы, по-видимому, готовятся к новому наступлению.
Порошенко обвинил Путина в эскалации напряженности в ходе визита последнего в Крым – “на черноморский полуостров, который Москва аннексировала у соседней страны в прошлом году”, сообщает корреспондент. МИД Украины направил России дипломатическую ноту протеста.
Украинские власти заявили, что в окрестностях Мариуполя при артобстреле убиты два мирных жителя и ранены шесть. По словам официального представителя ВСУ, сепаратисты продвигаются к “активным наступательным операциям”.
“Некий чиновник сепаратистов отрицал, что войска сепаратистов наносили удары в окрестностях Мариуполя. Он сказал, что Госдепартамент США возлагает вину на повстанцев, чтобы отвлечь внимание от подготовки Киева к атакам”, – пишет газета, ссылаясь на ДАН (информагентство ДНР).
По словам сепаратистов, при обстреле Донецка украинской артиллерией погибли два мирных жителя и были ранены 10.
“Кэтрин Рэй, пресс-секретарь главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, в понедельник осудила эскалацию насилия и гибель мирных граждан, но отказалась возлагать вину на какую-либо из сторон”, – передает Гроув.
“Военные власти на Украине считают, что численность российских войск в пределах ее границ и вблизи от них перевалила за 50 тыс. человек, что вызывает опасения значительной эскалации конфликта, бушующего в восточных регионах Украины”, – пишет корреспондент The Independent Адам Натан.
Почти 9 тыс. военнослужащих ВС РФ, как считается, находятся на территории Украины, согласно докладам Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), с которыми ознакомилась The Independent on Sunday. Остальные размещены в Ростовской области России; речь идет о механизированных штурмовых подразделениях и системах связи командования. Кроме того, имеются 33,4 тыс. бойцов так называемых “незаконных вооруженных формирований” сепаратистов, 400 основных боевых танков и примерно 2 тыс. бронетранспортеров, пишет Натан.
Поддерживаемые Россией сепаратисты, предположительно, обстреляли ракетами “Град”, запрещенными соглашением “Минск-2”, жилые районы в населенных пунктах Опытное, Авдеевка и Староигнатьевка в четверг вечером, сообщает издание. В пятницу утром секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что Украина, возможно, будет вынуждена объявить военное положение и полную мобилизацию.
“В поселке Опытное результатом одного ракетного обстрела из многозарядной пусковой установки, засвидетельствованного корреспондентом The Independent on Sunday, стало падение пяти ракет в 20 ярдах друг от друга, образовавших кратеры шириной в 10 м и глубиной в 3 м – и едва не попавших в дома мирных жителей”, – говорится в публикации.
Согласно докладам украинской военной разведки, на территории Украины размещены 300 ракетных комплексов “Град”: 200 у поддерживаемых Россией сепаратистов и 100 у ВС РФ – включая ряд ракетных комплексов, развернутых внутри футбольного стадиона в Донецке.
Представитель сепаратистов Денис Пушилин сказал на брифинге на прошлой неделе: “Киев, скорее всего, также понимает, что, если Минский процесс будет остановлен (…) это означает войну (…) не только в Донбассе [Восточная Украина], но это может быть большая война”.
“Ответьте, только честно: стали бы вы продлевать договор, если бы увидели, что ни одно из его условий не выполняется? Едва ли”, – пишет обозреватель Tageszeitung Бернхард Клазен. “Встает вопрос, а стоит ли заключенное в феврале Минское соглашение о прекращении огня бумаги, на которой он был написан”.
Автор считает необходимым заключать новое соглашение по Восточной Украине: “Причем оно должно быть намного скромнее предыдущего и учитывать невозможность в настоящий момент выбирать между войной и миром – выбор есть исключительно между холодной и горячей войной”. Это значит, что конфликт на Донбассе необходимо превращать в “замороженный”.
Такие примеры на постсоветском пространстве есть, указывает журналист, рассказывая читателям о Карабахском конфликте. Ныне “Минской группе” ОБСЕ удается сохранять хрупкое перемирие более двух десятилетий. “Прекращение огня в этом конфликте стало возможным только потому, что при подписании протокола стороны отказались от пакетных решений”, – отмечает журналист.
Пакетные решения несут в себе опасность того, что невыполнение отдельных пунктов соглашения дискредитируется весь пакет, а также стороны не могут договориться, какой именно пункт соглашения следует выполнять в первую очередь, говорится в статье.
“Конечно, может разочаровывать достижение соглашения “только” о прекращении огня, тогда как все остальные проблемы, вроде обмена военнопленными, осуждения военных преступлений, проведения выборов и определения статусов, пока останутся нерешенными, – пишет Клазен. – Но время подлечит раны, и разрешить все эти вопросы после нескольких лет режима прекращения огня будет намного проще, чем сразу после кровавой бойни”.