Последние новости
Сегодня
25 ноября 2024
22 ноября 2024

Киев намерен заменить Минские соглашения Лондонскими, – НГ

12 августа 2015, 18:26
no image

Вслед за США Великобритания собирается расширить тренинги для украинских военных.

Об этом вчера в ходе рабочего визита в Киев сообщил британский министр обороны Майкл Фэллон. Ранее этим летом в Украине побывали делегации Пентагона и НАТО. Запад по-прежнему не собирается предоставлять украинской стороне летальные вооружения. Но рассматривает разные варианты, которые могут быть реализованы в зависимости от того, как будет развиваться ситуация на Донбассе, пишет Независимая газета.

Об обострении, начавшемся с минувших выходных в районе Старогнатовки на мариупольском направлении, украинская власть рассказала вчера британской делегации. С утра гостей принимал премьер-министр Арсений Яценюк, который поблагодарил британских инструкторов за помощь в создании новой украинской армии. Фэллон в ответ заверил украинскую власть в дальнейшей поддержке: «Мы будем стоять плечом к плечу с вами». Он уточнил, что речь идет о расширении программы тренингов. По словам британского министра, спецкурс пройдут до 2 тыс. украинских бойцов. Во второй половине дня делегация отправилась на полигон, где проводится обучение.

В начале лета подобную инспекционную поездку осуществила военная делегация США, которая ознакомилась с ходом обучения американскими инструкторами бойцов украинской Нацгвардии во Львовской области. На днях стало известно, что США выделяют дополнительно полмиллиарда долларов на расширение программы тренингов. Кроме того, консультативную помощь украинской стороне оказывают военные Канады. А делегация НАТО, посетившая Украину в середине июля, побывала в Одессе и Николаеве. Официально сообщалось, что речь идет о разработке пилотного проекта по восстановлению украинских Военно-морских сил.

Директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец заверил, что западные военные делегации в Украине обсуждают исключительно вопросы, связанные с усилением боеспособности украинской армии. «Поставки летальных вооружений не рассматриваются», – сказал он, уточнив, что Запад учитывает баланс сил. Украина способна своими силами сдерживать атаки и удерживать позиции не только на Донбассе, но в случае необходимости и на харьковском, черниговском, киевском, других направлениях, уверен эксперт. Он отметил, что западные делегации, возможно, присматриваются к ситуации, чтобы спрогнозировать разные варианты ее развития. Згурец считает, что Запад может изменить формат военной помощи, если боевые действия расширятся настолько, что противоположная сторона применит авиацию.

По словам официального Киева, он пытается не допустить войны. После обострения в районе Старогнатовки министр иностранных дел Павел Климкин позвонил российскому коллеге Сергею Лаврову. Он призвал «принять все возможные меры, чтобы предотвратить дальнейшее обострение на Донбассе». Как следует из официального сообщения украинского МИДа, Климкин убеждал Лаврова в том, что возможность мирного урегулирования еще существует. И что она заключается в проведении на территории Донбасса выборов местных органов власти по украинскому законодательству. О том же Климкин поговорил в понедельник с министрами иностранных дел Франции и Германии. «Партнеры Украины подтвердили, что разделяют обеспокоенность украинской стороны (активизацией боевых действий на Донбассе), и выразили готовность в ближайшее время инициировать консультации с РФ, чтобы предотвратить негативное развитие ситуации», – сообщила пресс-служба украинского МИДа.

Эксперты в Киеве отмечают, что очередная встреча «нормандской четверки» вряд ли позволит найти выход из тупиковой ситуации. Они напоминают, что Украина по рекомендации европейских партнеров начала утверждать новый раздел Конституции, посвященный децентрализации. И стала готовиться к тому, чтобы провести на Донбассе выборы 25 октября – одновременно с местными выборами во всех регионах страны. Вслух в Киеве об этом не говорят, но смысл заключался в том, чтобы лидеры ЛНР и ДНР могли, победив на выборах, легализоваться. Но и в этом случае Киев готов их воспринимать не как глав регионов, пользующихся особым положением, а как рядовых руководителей местных органов власти. Это не устраивает глав ЛНР и ДНР, которые раскритиковали конституционную реформу и отказались проводить на подконтрольных им территориях украинские выборы.

Политолог Александр Палий в комментарии изданию «Главное» отметил, что местные выборы стали камнем преткновения в Минском процессе. Украинская сторона «требует возвращения оккупированных земель в свое конституционное поле. Одно из главных требований Украины – выборы на оккупированных территориях по украинскому законодательству». Российская сторона, как считает Палий, пытается навязать свои условия: «Кремль откровенно саботирует те пункты Минских соглашений, где говорится о возврате Украине контроля над границей, обмене пленными и прекращении обстрелов. А новая попытка наступления на Донбассе – ответ на требование Киева о выборах. Но это не был удар на полную мощность… На самом деле это провокации, чтобы расшатать ситуацию изнутри Украины».

Сергей Згурец считает, что, несмотря на обстрелы в районе Старогнатовки, ситуация на Донбассе принципиально не изменилась. Но вероятность большого наступления исключить нельзя: «С военной точки зрения следующие два месяца – самое опасное время. Потом будет этап демобилизации, после которого уровень общей подготовки традиционно снизится».

Политологи в Киеве называют две потенциально опасные даты, которые могут обострить ситуацию на Донбассе вплоть до начала масштабной войны: 24 августа – День независимости Украины и 15 сентября – начало заседания Генассамблеи ООН. Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик отметил, что силы, воюющие на стороне ДНР, не случайно организовали атаки на мониторинговую миссию ОБСЕ в Донецке: «Игра на обострение началась. Москва хочет сорвать мирный процесс, чтобы принудить Украину в одностороннем порядке выполнять Минские соглашения».

Как считают в Киеве, это означает, что украинскую власть заставляют признать особый статус ЛНР и ДНР, обеспечить республикам щедрое финансовое содержание и предоставить их руководству право вето на решения украинской власти. Политолог Петр Олещук сказал «Газете по-украински»: «Россия со своего пути не сойдет. Ее цель – принудить к миру на своих условиях. Это введение Донбасса в состав Украины на правах троянского коня – с возможностью контроля и создания разнообразных дипломатических, конституционных, военных механизмов удерживания Украины в орбите российского влияния».

До сих пор команда Порошенко отказывалась даже рассматривать такой вариант. Поэтому противостояние на Донбассе не имело путей разрешения, а только временно и точечно сдерживалось решениями «нормандской четверки». Все изменилось в начале августа, когда вопреки договоренностям Порошенко, Путина, Олланда и Меркель не было подписано соглашение об отводе тяжелых вооружений и создании 30-километровой буферной зоны. Формально вопрос отложили до конца месяца, но реально срыв подписания показал, что на уровне «нормандской четверки» ситуацию на Донбассе нормализовать невозможно.

Украинский политический эксперт Сергей Дацюк в блоге в «Украинской правде» отметил, что Франция и Германия в свое время вступили в переговорный процесс в качестве гарантов выполнения украинско-российских договоренностей. Но, как показала практика, европейские партнеры не могут ни способствовать достижению таких договоренностей, которые бы устроили обе стороны, ни гарантировать выполнение принятых решений. «Альтернатива «нормандскому формату» существует. Это – «атлантический формат», в котором ключевыми участниками должны стать Украина, Россия и США… Пусть это будут не Минские соглашения, а, например, Лондонские», – написал Дацюк.

Сергей Згурец сказал, что украинская сторона и ранее пыталась перевести переговоры в другой формат, чтобы подключить к этому процессу США. «Была создана группа на уровне Карасин–Нуланд, которая должна была работать параллельно с «нормандской четверкой». После достижения договоренностей по Ирану и легких реверансов Обамы в адрес Путина могло сложиться впечатление, что в американо-российских отношениях наступает новый период. Но на ситуацию на Донбассе это не повлияло», – отметил он.

По материалам: glavnoe

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи