При нынешнем президенте россиянам доводилось видеть по телевизору немало странного, но публичная казнь сыра удивила даже их.
Об этом пишет Леонид Бершидский, российский медийщик, колумнист Bloomberg.
Владимир Путин начал новую кампанию в пропагандистской войне с Западом: всесторонне освещаемое уничтожение импортных продуктов, оказавшихся под запретом в ответ на экономические санкции Запада против России. Правда, на этот раз россияне, мягко говоря, не поддерживают своего президента.
Запрет распространяется на целый ряд продуктов из США и европейских стран (поддержавших санкции против РФ в ответ на ее агрессию в Украине): фрукты, овощи, большинство видов мяса, рыбы и молочной продукции. Некоторые удалось заменить поставками из других стран. В остальных случаях «импортозамещением» занялись местные производители. За первые шесть месяцев 2015 года производство мяса птицы выросло на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом в 2014-м, производство мяса – на 13,2%, а сыра – на 27,5%.
Местные заменители часто бывают не лучшего качества. После дегустации одного из странных сыров, заполнивших полки российских магазинов после эмбарго, московский корреспондент Guardian Шон Уокер заключил: «Его рассыпчатость нервирует, кажется, будто сотни маленьких кусочков пармезана плавились на асфальте в течение нескольких недель, а затем их склеили обратно».
Чтобы удовлетворить спрос, попавшие под эмбарго продукты ввозились в Россию нелегально. Некоторые прибывали окружным путем, некоторые просто переупаковывались в соседней Беларуси (я лично видел в магазинах белорусского лосося, хотя в этой стране даже моря нет). Остальные провозились контрабандой: неподкупностью российские таможенники никогда не славились.
Сеть бюджетных супермаркетов «Магнит» даже отличилась столь редким в России актом протеста, подав в суд на государственное агентство, не допускающее запрещенные продукты в магазины. В сети заявили, что указ Путина запрещает только ввоз продуктов, а не их продажу. В прошлом месяце Санкт-петербургский суд вынес решение в пользу «Магнита» (решение было бы более неожиданным, если бы сеть не принадлежала Сергею Галицкому, одному из богатейших людей в РФ).
И все же Путин не намерен это терпеть. Он хочет, чтобы его продуктовое эмбарго продолжало работать, продвигая российские товары и «наказывая» западные компании, чьи доходы в России и так уже упали. Экспорт в РФ европейских продуктов, напитков и табачной продукции в мае сократился на 50% по сравнению с прошлым годом.
Поэтому 29 июля Путин приказал жестоко уничтожать любые запрещенные продукты, перехваченные на российской границе, начиная с шестого августа.
Это решение ошеломило многих россиян, которым продуктовый дефицит не в новинку. Многие помнят бесконечные очереди в 1980-х или, еще хуже, голод, последовавший за осадой нацистами Ленинграда, которую пережили родители самого Путина. «Для каждого ленинградца, которого я знаю, еда – своего рода невроз, – пишет журналист Валерий Панюшкин, сам уроженец Санкт-Петербурга, в своей колонке для Snob.ru. – Память о великом голоде я несу всю жизнь, как мешок еды за спиной. Довольно тяжелый. И я завидую ленинградцам Медведеву и Путину. Каким-то чудом они освободились от присущего всем рожденным на болотах Невы локального невроза».
Российская православная церковь также неодобрительно отнеслась к уничтожению еды. «По сути, это идея безумная, глупая и подлая, – пишет московский священник Алексей Уминский. -В нашей стране есть огромное число людей, которые могли бы получить весьма ощутимую помощь в виде этих товаров».
Более 280 000 людей – непривычно большое количество для России – подписали петицию на сайте Change.org, в которой просят Кремль отказаться от уничтожения запрещенной еды и передать ее нуждающимся. «Если что-то можно съесть, зачем это уничтожать?» – говорится в петиции.
Тем не менее, правительство Путина, словно танк без обратной передачи. Государственное телевидение охотно освещало президентский указ и его воплощение. Новостная программа «Вести» озаглавила репортаж об уничтожении десятков тонн европейской свинины «Очищающий огонь», а репортаж о раскатывании в Белгородской области семи тонн сыра трактором «Фондю по-белгородски».
При Путине россиянам доводилось видеть по телевизору немало странного, но публичная казнь сыра удивила даже их. Очевидно, таким образом пытаются напугать импортеров. “Уже сама информация о том, что санкционная продукция будет уничтожаться, сыграла свою роль, поставки резко сокращаются”, – заявила “Интерфаксу” пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано.
Я думаю, что кампания будет гротескной и неэффективной. Установка крематориев на таможне и смешивание с землей головок сыра «Гауда» не сделает российских таможенников менее коррумпированными. Каким бы ни был рейтинг поддержки Путина, он не может позволить себе выглядеть смешным во время экономического кризиса. Это не менее устойчивое табу, чем то, что еду выбрасывать нельзя.