Украина, наконец, заняла сильную и правильную позицию на переговорах с Россией.
Об этом пишет Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики.
После того как переговоры по подписанию нового соглашения между НАК Нафтогаз и российским Газпромом не увенчались успехом, украинская сторона решила заморозить закупки газа у российского монополиста. Наконец, Украина заняла сильную и правильную позицию на переговорах с Россией, и я уверен, что она даст свои плоды.
Газпром уже потерял значительную часть украинского рынка, и сейчас ему говорят, что Украина вообще перестанет закачивать их газ. Что с ним делать? Отправить обратно в месторождение невозможно, значительных объемов для хранения внутри страны также нет.
Наша позиция очень проста и понятна – технически мы полностью решили вопрос диверсификации. Да, на данный момент закупка газа осуществляется только через Словакию, потому что там лучшие цены, мощности, и их необходимо загружать, чтобы ими не воспользовался кто-нибудь другой. Вместе с тем, как только это станет выгодно, можно будет использовать и другие газопроводы.
Раньше Газпром выдвигал любые условия, и с ним все соглашались дрожащим голосом. Однако сейчас российский монополист будет вынужден реагировать на требования Украины, в том числе придется договариваться по вопросам цены.
Мы должны защищать свои интересы, и мы это делаем. Если в Европе дешевле закупать газ, значит мы закупим его именно там. Закачанных на сегодня 16 млрд куб. газа, конечно, не хватит для прохождения отопительного сезона – необходимо немного больше. Но речь идет не совсем об этом, а о тех объемах газа, которые Украина не использует, и обязана иметь для поддержки транзита российского голубого топлива в Европу.
Исторически мы почему-то платили за этот газ, замораживая оборотные средства Нафтогаза и компенсируя издержки из бюджета – это было очень невыгодно для Украины. Но сегодня вопрос поставлен абсолютно верно: либо пусть европейцы платят за дополнительные объемы газа для транзита, либо пусть Газпром делает это за свои средства.