Последние новости
Сегодня
6 ноября 2024

ОБСЕ не в силах помешать укреплению позиций боевиков, – мнение

5 мая 2015, 15:13
no image

Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе круглосуточно ведут наблюдение за российской стороной российско-украинской границы.

На 19 представителей ОБСЕ возложена обязанность вести наблюдение за тем, что происходит на российских контрольно-пропускных постах Донецка (не путать с украинским городом Донецк) и Гуково.

Они начали осуществлять наблюдение в июле 2014 года, и их деятельность должна была принести более значительный результат. Кроме того, наблюдение должно было стать более эффективным после заключения мирного соглашения, которое было подписано в феврале 2015 года в Минске представителями Франции, Германии, России и Украины. Но этого не произошло.

Целью мирного соглашения было прекращение боевых действий между пророссийскими ополченцами и украинскими вооруженными силами на востоке Украины. Хотя интенсивность боев существенно снизилась, обстановка на местах остается довольно напряженной в тех районах востока Украины, которые находятся под контролем пророссийских сил.

Наблюдатели ОБСЕ не питают никаких иллюзий по поводу тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения условий мирного соглашения. На самом деле в своей деятельности на востоке Украины наблюдатели сталкиваются с различными препятствиями настолько часто, что они попросту не знают, что и кто ежедневно пересекает российско-украинскую границу.

Однако им доподлинно известно, что оружие и солдаты из России могут пересечь и с легкостью пересекают украинскую границу, а затем направляются в удерживаемые ополченцами районы Донецкой и Луганской областей на востоке страны. Именно такую информацию сообщили нам дипломаты ОБСЕ, которые знают о пунктах переправы через границу и которые согласились дать интервью Центру Карнеги-Европа на условиях анонимности.

19 представителей ОБСЕ, которые по очереди парами заступают на 24-часовые дежурства, ведут постоянное наблюдение за 20-метровой полосой земли, которая разделяет пункты входа и выхода на КПП в Донецке и Гуково.

В теории это должно давать наблюдателям отличную возможность следить за тем, что именно там происходит. На практике они лишь могут наблюдать. И больше ничего. То, что они видят, далеко не всегда отражает реальность. «У нас нет никаких полномочий по обеспечению порядка, — сказал один дипломат. — Мы не имеем права проводить осмотры».

По словам другого дипломата ОБСЕ, с конца февраля 2015 года почти ежедневно около 100 мужчин, а также несколько женщин, одетых в камуфляжную форму, переходили на сторону Украины через эти КПП. «Некоторые из них говорили нам, что они солдаты-добровольцы, — сказал этот дипломат. — Все они несут с собой рюкзаки. У них есть оружие, хотя и нелетальное». Сколько таких добровольцев пересекают границу с Украиной, остается только догадываться.

Кроме того, российско-украинскую границу пересекают множество гражданских лиц. И наблюдатели не знают, сколько из них могут на самом деле быть добровольцами. Но дипломатам ОБСЕ известно, что с июля 2014 года по конец февраля 2015 года около 2 миллионов мирных граждан переходили через границу с одной стороны на другую: многие из них сначала искали убежища на российской территории, а затем возвращались на Украину, когда там становилось относительно безопасно.

С одной стороны, наблюдатели ОБСЕ не в силах помешать бойцам-добровольцам пересекать границу с Украиной, с другой, они не имеют права проводить проверки так называемых гуманитарных конвоев. «У нас попросту нет достаточных полномочий для того, чтобы проводить тщательные проверки», — объяснил один из дипломатов.

Это в некотором смысле преуменьшение. В любой день, если какой-нибудь грузовик пересекает границу, наблюдатели могут его «проверить». «Проводится визуальный осмотр, и мы просим открыть задние двери. Дальше мы осматриваем то, что видно. Мы не имеем права забираться в грузовик. Но это нельзя назвать проверкой. Она занимает меньше минуты», — добавил он.

Существуют специальные рентгеновские досмотровые системы, когда грузовик проезжает через специальную установку, позволяющую проверить содержимое его груза. «Но русские не позволяют этого делать, — сказал дипломат. — Поэтому мы попросту не знаем, что внутри этих грузовиков».

Ситуация, в которой оказались дипломаты ОБСЕ, ведущие наблюдение за выполнением условий мирного договора на украинской стороне границы, не намного лучше. Им не разрешают приближаться к тем частям границы, которые контролируются ополченцами.

И даже если они захотят посмотреть, что происходит вдоль линий прекращения огня, они обязаны попросить разрешения и проводить проверку в присутствии ополченцев. У них нет возможности действовать спонтанно. Кроме того, работа наблюдателей ОБСЕ подразумевает определенный риск. Доклад Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ от 27 апреля рисует перед нами весьма мрачную картину. В нем говорится, что район вокруг донецкого аэропорта «в значительной степени разрушен».

В окрестностях Донецка прогремело около 550 взрывов. «Примерно 90% этих взрывов были вызваны 120-миллиметровыми минометными и тяжелыми артиллерийскими снарядами. Число нарушений в этом районе резко выросло по сравнению с числом нарушений в предыдущие дни», — говорится в докладе. Кроме того, 25 апреля деревня Саханка, расположенная в 25 километрах от Мариуполя, подверглась артиллерийскому обстрелу.

Такой всплеск боевой активности, возможно, в некоторой степени связан с приближением 70-летния окончания Второй мировой войны, которое будет отмечаться 9 мая роскошным военным парадом в Москве.

Независимо от исхода, наблюдатели ОБСЕ хорошо понимают, что они не в силах сделать. И хотя они просят предоставить им более широкие полномочия, они их не получат. На это решение обязательно наложит вето, по крайней мере, один из 57 членов ООН, а именно Россия.
По материалам: ИноСМИ

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи